«Страх и ненависть армейской авиации». Лучшие переносные зенитные комплексы (ПЗРК) разных стран и армий Мира. Часть 1,2. Дневники Зеленого края

Противостояние ПВО и авиации всегда было одним из самых захватывающих моментов в истории современных войн. Обычно рассказ о них происходит в контексте борьбы серьезных зенитных комплексов, или хотя бы артиллерии, защищающей стратегические направления и целые позиционные районы. Гораздо реже говорят о тех средствах ПВО, которые всегда под рукой, и при этом способны угрожать армейской авиации. В частности, работающим на небольших высотах штурмовикам и ударным вертолетам. Те хоть и уязвимы куда сильнее «стратегов», но в современной войне могут нанести тот самый урон, который в состоянии повлиять на исход любой сухопутной операции. И здесь на помощь мотопехоте и танкам приходят индивидуальные средства. Из обычного стрелкового оружия, даже крупного калибра, сбить бронированный штурмовик или винтокрылую «птичку» сродни выигрышу главного приза в лотерею. Но в середине 50-х годов у простого пехотинца, оставшегося без качественного зенитного прикрытия, появился недурственный шанс вполне надёжно приземлить надоедливых армейских летунов.

«Красный глаз» FIM-43 Redeye стал не только героем газетных передовиц, но и компьютерных игр, к примеру популярнейшей GTA. Несмотря на огромную выпущенную партию (более 85000 экземпляров) его боевое применение было довольно ограниченным. Картинка из игры.

Зимой 1955 года группа конструкторов фирмы «Консолидейтед Валти Эркрафт», во главе с Карелом Боссартом, доложили в Пентагон о создании первого в мире зенитного переносного комплекса с управляемой ракетой, под маркой FIM-43 Redeye. До этого отмечались лишь робкие попытки произвести противосамолётные гранатомёты, вроде легендарного «Люфтфауст», созданного нацистскими инженерами лейпцигской компании Хуго Шнайдера в 1944 году. Но он не имел возможности захватить и вести цель и стрелять дальше чем на двести метров. Подробно о «Ред ай» («Красный глаз») впервые написала газета «Нью-Йорк Таймс» в большой статье от мая 1957 года. Основной герой материала и впрямь тянул на добротную сенсацию. Впервые в войска начал поступать полноценный комплекс, который мог сравнительно легко обслуживаться даже одним человеком. «Красный глаз» (FIM-43 Redeye) весил без боеприпаса около девяти килограмм и мог сбивать воздушные цели на расстоянии до 1500 метров от оператора. Да, по нынешним временам это кажется сущим пустяком, да и работать Redeye мог фактически только в идеальных погодных условиях. Сам факт его появления оказал сильнейшее влияние на дальнейшую концепцию использования штурмовиков, а позднее и ударных вертолётов. Впервые комплекс был применен в Афганской войне, подаренный «душманам» их американскими опекунами. Времена меняются, а концепция и сегодня осталась прежней. Для афганских моджахедов «Красный глаз» погоды фактически не сделал. На его счету официально значится всего три летательных аппарата Ограниченного контингента. Но вот его дальнейшее развитие, прекрасно известное как «Стингер», в американской военной периодике считается едва ли не главной причиной ухода СССР из Афгана. Это, безусловно, сильное преувеличение, однако советским войскам пришлось на ходу менять тактику и нести значительные потери людей и техники.

Стингеры в руках афганского моджахеда. Фото Журнал Life 1986 год.

Впрочем, к «Стингеру» мы ещё вернемся. В жанре «Холодной войны», Советский Союз должен был выдать нечто адекватное в противовес новой угрозе. И довольно скоро, даже на несколько месяцев раньше американцев, в СА поступил на вооружение не менее легендарный комплекс «Стрела-2». Его разработал коллектив под руководством Бориса Ивановича Шавырина, создателя замечательных и потрясающе эффективных батальонных и полковых минометов (82 и 120мм), которые используются и поныне. Началу работ предшествовала секретная операция технического отдела ПГУ КГБ СССР, в результате которой чертежи Редайя, Харпи, Тандерстик и других перспективных ПЗРК, разрабатывавшихся рядом американских компаний, оказались в руках советских инженеров.

Да, мы не были первыми в этой области. Но во-первых, умение добыть секреты врага есть высшее искусство тайной войны, а во-вторых, чтобы создать нечто подобное, требуется, как минимум, иметь сопоставимый технологический уровень инжиниринга и производства. Ну и ещё одна маленькая деталь. Стрела-2 по всем параметрам оказалась лучше своего американского «прародителя». Солидный список примеров боевого применения наглядно это подтверждает.

Стрела-2 в руках бойцов одной из армий Варшавского договора. Всего она поставлялась вболее чем в три десятка стран, производилась в четырех государствах и приняла участие не менее чем в 20 конфликтах. Фото журнал ГДР.

Первой добычей «Стрелы-2», как, кстати, и первым летательным аппаратом,как и первой целью, уничтоженной с помощью ПЗРК, стал израильский штурмовик «Скайхок А-4». «Ястреб» был поражен египетским сержантом Али Хануром (в некоторых источниках, безвестным советским инструктором), а всего Хель hа’Авир (ВВС Израиля), потерял в той войне (Арабо-израильская Война на истощение 1967-70гг) не менее девяти самолётов, для которых встреча с полуторакилограммовой ракетой «Стрелы» оказалась роковой. «Стрела-2», что называется, уделала своего предка по всем статьям, нанеся серьезные потери противникам своих основных операторов и над Индостаном, и над Индокитаем, и в других частях планеты. Но гонка в сфере переносных зенитных комплексов только начиналась. О дальнейших её деталях и интересных моментах и историях, связанных с применением ПЗРК, мы расскажем вам в следующем материале.

Дневники Зеленого края
https://zen.yandex.ru

«Стингер» («Жало») против «Иглы». История применения лучших ПЗРК стран и армий Мира. Продолжение.

В деле разработки переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) главные действующие лица «Холодной войны» — СССР и США — шли, что называется, «ноздря в ноздрю». Американцы первыми освоили выпуск полноценного профильного «изделия» — FIM-43 Redeye. Но из-за бюрократических проволочек оно было принято на вооружение позднее нашей «Стрелы-2». Советские «Стрелы», родом из подмосковной Коломны, первыми принесли своим владельцам радость победы в ходе Арабо-израильской войны на истощение и ещё ряда конфликтов конца 60-х начала 70-х годов прошлого века. При этом, у обоих комплексов имелся целый ряд недостатков и болезней роста. Их пришлось исправлять уже другим разработчикам и производителям.

В качестве дальнейшего развития и частичной замены «Красного глаза» и «Стрелы» к началу 80-х годов прошлого века были созданы и приняты на вооружение переносные зенитные комплексы FIM-92 Stinger, разработки и производства фирмы «Дженерал Дайнемикс» и советский комплекс «Игла» коломенской «фирмы» Сергея Непобедимого, ленинградского КБ «ЛОМО» и ковровского завода «ЗиД».

Любопытно, что первое боевое применение новых ПЗРК произошло в местах, весьма удаленных от точки их непосредственной сборки и в конфликтах, не имевших прямого отношения ни к США, ни к Советскому Союзу. Здесь, в части первого удачного действия, заметное преимущество было у американского ПЗРК. И причина тут проста. Советский Союз не вел на тот момент войн, где против него применялась бы армейская авиация, и долгое время не поставлял новые комплексы своим явным и тайным союзникам.

Бойцы британского спецподразделения SAS с базовой моделью FIM-92 Stinger на Фолклендах. Май 1982 года. Помимо Великобритании Стингер поставлялся более чем в 30 стран и состоял на вооружении различных экстремистских группировок. Фото MWM.

Боевой счёт «Стингеров» открыли британские силы специальных операций, вооруженные ПЗРК с лёгкой руки американских союзников, в ходе подготовки к своей заморской военной экспедиции на Фолклендские-Мальвинские островах (апрель-июнь 1982 года). Они впервые применили комплекс против легких штурмовиков ВВС Аргентины FMA IA 58 Pucarа, собственно аргентинской разработки, в мае 82-го. Спецназовцам из САС удалось превратить в огненное облако одну из «Пукар», несших груз напалма для отражения атаки британской морской пехоты, на центральный остров архипелага Восточный Фолкленд. Ещё одной добычей сасовцев стал транспортный вертолёт «Пума». Этим дело тогда и ограничилось.

Настоящий звёздный час «Стингера» наступил четыре года спустя, в горах многострадального Афганистана, когда в сентябре 1986 года была впервые зафиксирована попытка атаки советского ударного вертолёта. Стингер оказался оружием крайне неприятным для наших лётчиков армейской авиации, привыкшим действовать фактически без противодействия с земли. В результате, по разным данным, только за четыре месяца 1986 гола было поражено от 8, до 24 летательных аппаратов советского Ограниченного контингента. Разница в цифрах объясняется их источником. В результате «Стингер» стал не только «карманным» средством боевиков для отражения воздушных атак, но и предметом яростной охоты советского спецназа, о которой написано немало книг и снято множество фильмов.

Бойцы советского спецназа с трофейными «Стингерами». Только в 1987 году у душманов было изъято свыше 100 экземпляров этого хорошего, но далеко не всесильного оружия. Фото «Красная звезда».

В итоге «Стингеров» добыли немало и эффективность их, к слову сказать, была далеко не такой высокой, как принято описывать в книжках про военные приключения. К примеру, из почти 600 пусков по вертолётам Ми-24, знаменитым «крокодилам», по-настоящему удачными стали только 18. Но это не помешало штатным пропагандистам США и Пакистана приписать комплексу едва ли не главную роль «в изгнании Советов из Афганистана». Такой же «городской легендой» стало влияние «Стингера» на собственно советские разработки. Его отечественный современник и аналог «Игла», мало в чем ему уступал и тоже раскупался различными странами, как горячие пирожки.

ПЗРК Игла выпускался с начала 80-х годов в 8 модификациях и в составе двух мобильных комплексов ПВО. Его последние модификации до сих пор состоят на вооружении Российской Армии. Фото пресс-службы ЮВО.

Первое боевое применение «Иглы», как это ни странно, тоже произошло в Южной Америки и его жертвой также стал лёгкий штурмовик. На этот раз это была «Сессна A-37 Дрэгонфлай» правительственных ВВС Сальвадора. Официальные власти страны тогда подозревали в удачной атаке не партизан из Фронта Фарабундо Марти, а пресловутых «советских инструкторов», якобы расквартированных в соседнем Никарагуа. Но никаких официальных обвинений, кроме грозных передовиц в центральных газетах страны, выдвинуто не было. Учитывая тот факт, что произошло это совсем незадолго до развала Союза, то скорее всего имела место жирная «утка», вылетевшая из-под пера местных газетчиков. Небольшие реактивные самолёты, без серьезного бронирования, частенько применялись в этой части Света в качестве лёгких «ударников» и именно этим объясняется такое необычное совпадение в судьбе столь разных ПЗРК. Помимо штурмовиков и ударных вертолётов, на боевом счету «Иглы» имеются британские «Хариеры» и американский Ф-16 (в ходе «Второй Иракской»), а также целый ряд более лёгких и устаревших летательных аппаратов. От знаменитых американских многоцелевых вертолётов UH-60 «Чёрный Ястреб» в Ираке, до старых советских истребителей МиГ-21 ВВС Азербайджана в ходе Первой Карабахской войны.

Оба комплекса остаются на вооружении и поныне, в более современных модификациях, и по-прежнему доставляют немало хлопот армейской авиации, о чем можно судить по военным сводкам последних пяти лет.

Игла на вооружении морской пехоты Вьетнама. Оба комплекса имели похожие характеристика. У Иглы было преимущество в дальности применения (до 5000 метров, против 4500 у «Стингера»), Стигер мог поражать более скоростные цели, хотя это свойство , в виду специфики работы, особых преимуществ ему не давало. Фото вьетнамского информационного агенства VNA.

В заключительной части нашего материала мы расскажем о новейших комплексах ПЗРК, в том числе и разработках других стран, помимо США и России. Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!

Дневники Зеленого края
https://zen.yandex.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: