Интересный материал о работе авиационных наводчиков, труд которых как правило остается в тени.
Широкое применение авиации в вооруженных конфликтах современности обуславливает необходимость командиров всех степеней обеспечить непрерывное взаимодействие подразделений пехоты с экипажами самолетов и вертолетов. Для этого к подразделениям (группам) может придаваться передовой авиационный наводчик (далее ПАН) от ВКС, а при его отсутствии – назначаться нештатный ПАН из числа личного состава. В данной обзорной статье не будет описываться методика работы данного специалиста, а лишь обозначатся некоторые нюансы, которые необходимо понимать и учитывать, прежде чем начинать совместную работу с авиацией.
Для начала, немного теории. Есть понятие «наведение», и есть понятие «целеуказание». Обычно когда заходит речь про авианаведение, непрофильные специалисты путают их между собой. Наведение – это работа боевого расчета пункта управления авиацией по выводу воздушного судна в тактически выгодное положение относительно цели для наиболее эффективного применения авиационных средств поражения (далее АСП), либо других задач (например – десантирование групп с вертолетов посадочным способом). Целеуказание (далее ЦУ) – это обеспечение экипажа информацией о местоположении и характере цели. Процесс наведения подразумевает под собой ЦУ, но не ограничивается им. Саму методику наведения здесь приводить я не буду. В данной обзорной статье будут озвучены только отдельные важные нюансы визуального управления воздушным судном (далее ВС) при наведении на наземную цель (далее НЦ), как наиболее доступного и не требующего каких-либо специальных технических средств, помимо радиостанции. Автоматизированное ЦУ по типу КРУС, а также наведение по индикаторам воздушной обстановки здесь рассматриваться не будут.
Итак, мы разобрались, в чем разница между наведением и ЦУ. Выполняя наведение воздушного судна (далее ВС) на наземную цель (далее НЦ), ПАН прежде всего должен учитывать:
– маневренные возможности ВС (по доступным данному типу ВС маневрам, а также по скоростным характеристикам);
– тип применяемого АСП;
– характер цели (одиночная/площадная, бронированная/небронированная и тд);
– рельеф местности, растительность, характерные ориентиры;
– наличие средств ПВО;
– метеоусловия, азимут Солнца.
Оценив все данные условия в совокупности, ПАН вырабатывает решение на порядок наведения ВС. В него, прежде всего, входит курс и высота выхода на цель, манёвр для атаки и сторона вывода из атаки. Всё это сообщается экипажу по радио. При этом, радиообмен в воздушных радиосетях отличается от наземного. Основное требование – краткость и однозначность. Нельзя забивать эфир лишними фразами, словами-паразитами, ругательствами; единицы измерения не говорятся, как и слово «приём». Причина одна – обстановка может меняться очень быстро, на данном канале может быть не только один экипаж, а вся эскадрилья, и лишнее «забивание» эфира будет только мешать выполнению задачи. Например: «703й, цель – группа пехоты, от 1-го ориентира с курсом 200, 2 минуты, на 100, работа с горизонта гвоздями, после работы выход вправо».
Очень важно понимать, что решение ПАНа не является неотступной догмой для экипажа; исходя из своего уровня подготовки, остатка топлива и наличия АСП, экипаж может отступать от изначально запланированного наведения.
Во время чеченских войн были нередки случаи, когда командование принуждало бомбить позиции боевиков неуправляемыми ФАБами из-за облаков, вне видимости земли. Разумеется, что результативность такого применения была минимальна, а случаи прилётов по своим – нередки. То же самое касается и выполнения вспомогательных задач, например, перевозке войск и грузов. Погода может ухудшиться до таких условий, с которыми экипаж банально не справится, и воткнется в землю вместе с пассажирами. Поэтому перед работой необходимо обязательно выдать экипажу информацию о погоде в районе цели. Если метеоусловия не соответствуют для работы экипажа, он об этом подскажет.
Распространенное заблуждение – «всепогодность» авиации. То, что она всепогодна, не значит, что она может летать через грозу, под градом и в тумане. Пример выдачи информации о погоде: «703-й, я КИТ, над целью 3-5 баллов средней облачности, нижняя граница 600, видимость 5, слабая дымка». Наиболее важные метеоэлементы при этом: нижняя граница облачности и полётная видимость; для захода на посадку вертолета также необходимо выдать направление и скорость ветра. Видимость определяется по наземным ориентирам глазомерно, нижняя граница облаков – глазомерно или по докладам других экипажей, метеоданным; направление и скорость ветра – визуально по ориентирам, или дыму от шашки. Следует знать, что полетная видимость может немного отличаться от наземной в сторону ухудшения, а также что направление ветра выдается откуда дует, в градусах и с порывами (желательно). Например: «703-й, посадку разрешаю, ветер 240, 3 метра, порывы до 7». Посадка вертолетов производится, как правило, против ветра. В случае, если заход против ветра не обеспечивается, необходимо учитывать его максимально допустимые значения для данного типа ВС. Например, для Ми-8АМТШ попутный ветер должен быть не более 5 м/с, боковой не более 10 м/с; боковой ветер лучше справа. Принуждение экипажа к заходу в ветер более допустимого грозит попаданием в левое вращение, либо даже перерубанием хвостовой балки своим же несущим винтом.
Не менее важный момент – с азимутом Солнца. Рассчитать его можно по простой формуле (t-2)*15, где t – местное время. Например, в 12 часов азимут Солнца будет (12-2)*15=150 градусов. Знать это нужно для того, чтобы строить направление для атаки: если у противника есть ПЗРК, выход из атаки следует делать в сторону Солнца дабы сбить ЦУ ГСН. Разумеется, что информация о наличии у противника средств ПВО заблаговременно доводится до экипажа, как и факты пусков по нему.
Что касается маневренных и скоростных характеристик ВС, то ПАН также должен обладать некоторыми минимальными познаниями в аэродинамике и особенностях пилотирования, дабы построить грамотную схему наведения. Характер имеющегося АСП определяет характер выполняемых маневров над целью, потому что у разных АСП разные условия по высотам, скоростям и фигурам применения. Также полетный вес ВС может накладывать ограничения по маневрам: под завязку груженный бомбами Су-34 не сможет поразить цель с петли (если это зачем-то нужно, конечно же), а вертолеты не будут стрелять НАРами с режима висения, т.к. их траектория будет нестабильна ввиду малой исходной скорости. Поэтому, характер выполняемых фигур от ПАН может иметь лишь рекомендательный характер, а экипаж исходя из полученной информации может внести свои коррективы. Что же важно знать ПАНу – так это радиусы разворота, пройденное расстояние в единицу времени и расходы топлива, дабы оперативно оценивать подлётное время и время для работы. Радиусы и расстояния особо извращенные могут посчитать на НЛ-10м, но также можно воспользоваться и навигационными калькуляторами, которых много в сети. Характеристики по топливу и тактическим радиусам, а также допустимые значения силы ветра для посадок вертолетов указаны в руководствах по лётной эксплуатации типов ВС, и эти цифры необходимо заблаговременно узнать и записать.
Тут мы плавно переходим к снаряжению. Я не буду призывать кого-то брать тот или иной плитник, или ту или иную радиостанцию; каждый определяет своё оснащение исходя из задачи, а перечисление списка всего займет много места и времени. Остановлюсь пока только на двух вещах: это справочные данные, и гарнитура для радиостанции. Вторая крайне желательна в формате активных наушников. С одной стороны, работа ПАН в эфире очень привлекает минометы. С другой – ни один доклад экипажа не должен остаться неуслышанным, каждый запрос может иметь критическую важность, как и каждая отданная команда. Зачастую, сорвать успешное наведение может опоздавшая на 2-3 секунды исполнительная команда. ПАН обязан быть глазами экипажей на земле, и чтобы быстро и четко работать, необходимо иметь под рукой минимальный запас справочного материала. В него должны входить:
– блокнот для записей (еще удобна многоразовая пластиковая панель, на которой можно писать карандашом и стирать) – главное оружие ПАН, помимо тангенты радиосвязи. В рабочих записях надо указывать позывные экипажей, их место, высоты, остатки АСП и топлива, другую оперативную информацию. Не рассчитывай на память, записывай!
– таблицы: радиусов разворотов в зависимости от скорости; пройденное расстояние за минуту от скорости; минимальные и аварийные остатки топлива по типам ВС; тактические радиусы; допустимые силы ветра для взлета и посадки, и т.д.;
– карта (схема) района боевых действий с нанесенными контрольными ориентирами и транспортир.
Другие данные вроде кодировочных таблиц, парольных чисел, позывных пунктов управления и т.д. иметь желательно таком варианте, чтобы в случае чего их можно было быстро уничтожить. Размещение всей справочной макулатуры оптимально в административном подсумке на груди, также весьма удобен наручный планшет. При эшелонировании снаряжения важно понимать, что основное оружие ПАНа – это его тангента и его рабочие записи. Не стоит запихивать их в дальний угол сухарки, а их размещение должно обеспечивать с одной стороны постоянный доступ, а с другой – удобство использования. Информированный экипаж сосредоточен на боевом применении. Информированный ПАН же способен быстро принимать решения, как применять экипаж.
Разумеется, это далеко не все нюансы касаемо взаимодействия с авиацией. Рассказывать можно очень много и долго, но формат этой статьи обзорный, при необходимости, в дальнейшем можно ее продолжить по более конкретным вопросам. То, что следует уяснить после ее прочтения – это осознать роль ПАН, понять, что это не просто «стреляй туда», а инструмент для максимальной реализации возможностей своей авиации. При необходимости, связаться с экипажем может любой, надо лишь знать позывной и частоту. Но суть не в том, чтобы выдавать ЦУ – суть в наведении. Оно должно строиться с таким расчетом, чтобы цель была уничтожена с первого же захода, и в этом основной смысл работы ПАН как специалиста. Несложно выучить радиообмен. Сложно проанализировать обстановку и выработать наиболее грамотное решение по порядку применения экипажа. А для этого нужно обладать большим пластом знаний начиная от лётных законов, и заканчивая аэродинамикой и техникой пилотирования. Только развиваясь и совершенствуясь, можно побеждать. А мы побеждали всегда.
Автор пожелал остаться неизвестным.
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959