Солнце вместо воды: проект крупной ГЭС в Горном Алтае и развитие СЭС. Строительный мир

Вопрос возведения гидроэлектростанции на реке Катунь поднимали еще порядка ста лет назад — тогда на территории Горного Алтая провели первые изыскания. Потенциал одного из притоков Оби был очевиден. Однако работы по проектированию начались только в 1960-х — планировалось строительство каскада из шести ГЭС.

Подготовка к крупному проекту

Сначала предполагалось запустить объект в районе поселка Еланда и его контррегулятор, расположенный ниже по течению — Чемальская ГЭС. По подсчетам, электростанции ежегодно вырабатывали бы около 7 млрд кВт*ч. Отмечалось, что реализация проекта даст мощный толчок развитию региона. Но стройку решили отложить, отдав приоритет похожим инициативам в других частях СССР.

Вернулись к теме во второй половине 1970-х — были проведены очередные исследования и начата подготовка необходимых документов. Символический колышек на месте строительства вбили в 1982-м, приступив к созданию сопутствующей инфраструктуры, а также, по просьбе местных властей, возведению домостроительного комбината.

Проект гидроэлектростанции, получившей имя Катунская, подготовили к середине десятилетия. После прохождения согласований в ряде ведомств, экспертами были даны некоторые рекомендации по его доработке — привлекли сотни специалистов из профильных организаций и институтов.

Вмешались экологи и обстоятельства

В это время в стране стали набирать популярность различные экологические движения, получившие с началом политики гласности доступ к СМИ. Многие выступали против возведения гидротехнического объекта на Катуни, высота плотины которого достигала бы 179 м, а площадь водохранилища — 87 кв. км. Отмечалось, что это нанесет непоправимый вред уникальной природе Алтая.

© СафроновАВ / CC BY-SA 3.0 (Бассейны Катуни и Бии).

В частности, говорили, что сооружение электростанции окажет серьезное влияние на русловые процессы верхней Оби — затопление водохранилища в теплое время года приведет к уменьшению расходов половодья ниже плотины примерно на 800 куб м/сек., что снизит транспортирующую мощность потока.

Подчеркивалось, что появление ГЭС изменит экосистему и микроклимат в Чемальском районе, приведет к исчезновению некоторых растений и нанесет ущерб рыбным запасам. Серьезные опасения высказывались и по поводу месторождений ртути, которые могут оказаться в зоне затопления, а также непоправимых последствий в случае разрушения плотины из-за возможных в регионе землетрясений. Переживали и археологи, ведь при создании водохранилища потерянным бы становилось большое количество памятников культуры.

До 1992-го трижды проводили соответствующие экспертизы и, прислушиваясь к критике, дорабатывали проект, который изначально намеревались реализовать к 1997 году. Однако это не помогло и профильные ведомства под давлением общественности в итоге забраковали строительство ГЭС. К тому же в условиях падения энергопотребления создание столь мощной станции (1,6 ГВт: пять агрегатов по 320 МВт) посчитали неактуальным.

Более скромный вариант: возрождение проекта

Тем не менее регион испытывал дефицит электроэнергии. Поэтому в 1994-м был предложен вариант более скромной гидроэлектростанции — всего 140 МВт. Высота плотины — 57 м, а площадь водохранилища — около 12 кв. км. Но даже в этом случае противники продолжали настаивать на своем.

© Obakeneko / CC BY-SA 3.0 (Катунь в Чемальском районе Республики Алтай).

На любые их доводы у сторонников проекта находились контраргументы, причем подкрепленные рядом исследований. Но так или иначе, а процесс затянулся и вопрос на некоторое время пришлось отложить. Реальные подвижки начались в первой половине 2000-х. Местные власти одобрили строительство ГЭС, переименованную к этому времени в Алтайскую, а федеральное правительство поддержало инициативу.

Вновь были проведены изыскание и ряд других подготовительных мероприятий. В 2010-м обещали запустить первый гидроагрегат. Но в этот раз, кроме экологов, голоса которых звучали не так громко, как двадцать лет назад, с критикой выступили и отдельные экономисты, сомневающиеся в эффективности проекта.

В частности, по мнению директора Института водных и экологических проблем СО РАН Юрия Винокурова, эффект может дать лишь строительство мощной ГЭС, как планировалось в советское время. Малая же гидроэлектростанция не удовлетворит потребностей республики.

© Evgeny Pestov / CC BY-SA 3.0 (Объекты недостроенной Катунской ГЭС — опоры так и незаконченного моста в Еланде).

Дать старт работам на площадке планировали в 2007-м, но и в этот раз инициатива не получила ход, и проект, образно говоря, снова положили на полку. В 2009-м глава региона Александр Бердников заявил, что вопрос остается открытым.

Солнце вместо воды

В 2011-м на реке Чуе планировали возвести Чибитскую ГЭС мощностью 24 МВт, но дальше подготовительных работ дело не двинулось. В том же году из эксплуатации вывели Чемальскую ГЭС (460 кВт), построенную еще в 1930-х.

После этого упор был сделан на солнечные электростанции. СЭС в селе Кош-Агач стала первым объектом в регионе, подключенным к единой энергосистеме страны — это произошло в 2015-м.

© Darya Ashanina / CC BY-SA 4.0 (Кош-Агачская СЭС).

В следующие годы построили еще несколько аналогичных объектов. Сегодня Республика Алтай является единственным в России субъектом, где большую часть электроэнергии дают СЭС, суммарная мощность которых составляет 120 МВт. Предполагается, что к концу текущего десятилетия ее производство превысит потребность в три раза, что позволит поставлять ценный ресурс в соседние регионы.

Строительный мир
https://zen.yandex.ru/media/str_rus

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: