Судьба чемпионов киберспорта — что приобрели люди потратив десятилетия на игры? Alexander Chernykh

Ребенок смотрит ролики в youtube — про игры, про развлечения. Я говорю ребенку — ты учись лучше, учеба в жизни пригодится, а игры — мусор. Сказал — а сам задумался, а может неправ я? С каждого утюга вещают нам, что игры — будущее, что скоро вообще все в виртуальность переедем. И я решил строго практически попробовать разобраться — а мусор игры или будущее?

Как можно понять, что в жизни пригодится, а что нет? Грубо говоря 2 человека в классе учили формулы — один не учил и стал бизнесменом, второй учил — и никак ему в жизни не помогло. Наверное имеет смысл какие-то крайние случаи посмотреть. Проще говоря — если человек был гениален в математике, то он в дальнейшем становится ученым, или айтишником топовым, и если смотреть утилитарно — моет человек очень хорошо зарабатывать своими знаниями и в 30 лет, и в 50 и даже в 70.

Вот с этой позиции и решил я поглядеть — а могут ли люди, действительно успешные в играх — своим умением зарабатывать деньги в дальнейшем. В 30 лет, в 50?

Как это понять? Наверное — просто понять. Вот страничка вики (https://en.wikipedia.org/wiki/World_Cyber_Games_2001 ) — чемпионы киберспорта 2001 года. С тем пор чуть больше 20 лет прошло. Люди эти вроде как самые успешные в своем деле. Если они блистали 20 лет назад — и если игры учили их чему-то полезному в жизни — то видимо эти люди и сейчас должны быть успешны? Не в играх, так в чем-то смежном, ведь игры же учат взаимодействовать с компьютером, командной работе и прочее бла-бла-бла? Смотрим.

В списке победителей — два человека имеют страницы на вики. Из 30 — двое. Ок — чем славны эти двое? Lim Yo-hwan — что человек делал после своей исторической победы? Дальше играл. Свыше 10 лет компьютерных игр, затем пара лет тренером — и далее человек переходит в профессиональные игроки в покер. Так понимаю — “СтарКрафт” весьма популярен в Южной Корее, человек прославился на этом поприще, и далее у него все более менее шло хорошо.

И второй человек с персональной страничкой — Bertrand Grospellier. Тут человек после победы еще порядка 3 лет играл. И далее… тоже переходит в покер. И достаточно успешно на покере деньги зарабатывает.

Есть ли среди победителей 2001 года соотечественники? Некто Alexei Nesterov (Lexer) — второе место по Quake. Что дальше стало с чемпионом? Есть информация — (https://storedigital.ru/2020/10/20/istorii-uspexa-kak-sejchas-zhivut-topovye-kibersportsmeny-nulevyx/ ) — вы будете смеяться, но он тоже затем перешел в покер. Но видимо — не настолько успешно перешел, как предыдущие чемпионы.

А теперь посмотрим чемпионов 2002 года (https://en.wikipedia.org/wiki/World_Cyber_Games_2002 ). Возможно — они далее в жизни преуспели и развивают IT или новое программное обеспечение создали или может быть капитанами бизнеса стали?

На 30 человек победителей ровно двое имеют странички на вики. Один — знакомый нам по 2001 году кореец. И еще один южнокореец — Hong Jin-ho. Как у него сложилась жизнь? Играл человек 11 лет. И даже телешоу с его участием в какой-то момент в Южной Корее выпустили. После завершения игрунства — пошел человек тренером кибер-спортсменов. И турнир игровой для бывших профессиональных кибер-спортсменов организовывал. И — позвали его на телешоу играть. Так понимаю — не в силу актерских талантов, а в силу популярности игры и игроков в Южной Корее. И — вы не поверите — человек также подался в онлайн-покер и там успешно вполне играл.

Но в списке победителей 2002 года мы видим также несколько россиян. Как у них сложилась жизнь, как помогла им игра в жизни преуспеть? Александр «KaLbI4» Грибов — как пишут (https://www.cybersport.ru/tags/other/menedzher-v-banke-ili-uchitel-serfinga-chem-zanyatsya-kogda-povesish-myshku-na-gvozd ) — провел на Бали 8 лет, работал учителем серфинга и фрилансил. Как-то слово “дауншифтинг” приходит на ум, но не будем с выводами спешить.

Идем далее — Alexei Kozlovski (NooK). Чем далее стал человек заниматься ? И — вы угадали (https://vk.com/wall-124472966_3788 ) — покером. Профессионально играет, зарабатывает этим на жизнь (https://proplay.ru/articles/8374/ ).  И еще — тренером киберспортсменов стал.

Виталий «MadFan» Починкин — как пишут, бросил кибер спорт и открыл интернет-кафе (https://nolza.ru/m19-legendarnaya-komanda-po-counter-strike/ ).

Еще об одном человеке из команды чемпионов пишут (Антон «Rado» Капитанов) — что он “занимал должности в строительно-инвестиционной компании”. Мне не удалось найти подтверждений этим сведениям — ни что за должности, ни что за компания. Ну по крайней мере у человека вроде б было что-то помимо игр.

Но давайте для контроля посмотрим еще игры 2—3 года (https://en.wikipedia.org/wiki/World_Cyber_Games_2003 ) — тут целых 5 человек имеют персональные странички.

Коротко — Emil Christensen — играл, стал тренером и организатором команды, обвинен в обмане и присужден к выплате штрафа за то что игрокам зарплаты не платил. Kyle Miller — информации после 2008 года нет на вики. Ronald «Ron» «Rambo» Kim — после окончания игровой карьеры становится тренером киберспортсменов. Guillaume Patry — человек будучи канадцем перебрался в Южную Корею и там после окончания игровой карьеры на тревел-шоу подвизался (мы помним — в Южной Корее очень любят игроков в StarCraft). И Laurens Pluijmaekers — информация после 2005 года отсутствует на вики.

Но — мы в ходе поисков нашли в рунете несколько обзорных статей про бывших отечественных чемпионов киберспорта. Давайте кратко посмотрим про тех, кто там еще упомянут. Итак, подборка (https://storedigital.ru/2020/10/20/istorii-uspexa-kak-sejchas-zhivut-topovye-kibersportsmeny-nulevyx/ ) судьба одного неизвестна, возможно спился, второй — по сей день играет, третий — по сей день предан киберспорту, ведет сообщество вконтакте и в твиче, четвертый — неизвестно. Вторая подборка (https://www.cybersport.ru/tags/other/menedzher-v-banke-ili-uchitel-serfinga-chem-zanyatsya-kogda-povesish-myshku-na-gvozd ) — аналитик по игре Counter-Strike (аналитик по игре??); аналитик и видеоблогер по игре; менеджер по продажам в Тинькофф-банке; тренер игровой команды; комментатор игр; закупщик для интернет-магазинов (как сам пишет — на жизнь хватает).

А теперь давайте сделаем шаг назад и взглянем на битву с высоты. Что мы видим? Достаточно четко прослеживаются три основные истории жизни после игр. Одна — характерная только для Южной Кореи, похоже — уйти в телешоу. Вторая стезя — игроком в покер податься. И стезя третья — связанная с играми. Тренер, аналитик, комментатор, видеоблогер. Насколько могу судить — стезя третья скорее тоже временная, то есть человек может играть несколько лет, еще тренером несколько лет. Далее, насколько могу судить по таймлайну — людям надо или двигаться вверх по этой шкале — ну там собственную команду заводить, собственную не в смысле — играть в ней, а в смысле — в собственность. Или уходить из игр в тот же покер. Или в неких ветеранских лигах играть (как понял — есть такие).

И — есть то, что не просматривается. О большинстве чемпионов информации примерно ноль. Что говорит, наверное, о том, что не преуспели люди в жизни. В рунете чуть легче найти информацию про отечественных чемпионов — историй успеха нет. Про кого-то известно — “то ли спился, то ли в мэрии работал когда-то”. И все.

Если б истории успеха были б — думается, об этом трубили бы из каждого утюга. Потому что есть примерно миллион миллионов материалов о том, что игры крайне полезны, что пилотов дронов набирают из игроков, что навык игры учит командной работе, компьютерным скилам учит, очень очень полезно. Представьте, сколько хайпа было б, если б бывший игрок в миллиардеры пробился бы, затеял крайне успешный стартап (не аналитику игр, и не тренерство, а хотя б ну базу данных на новых принципах создал бы). Думается — материалов о таком экс-чемпионе было б примерно как о новом фильме про человека-паука. Но нет. Не слышно как-то. Что человек стал игроком в покер — пишут. Что даже в телезвезды пробился в Южной Корее — пишут. Что стал лучшим менеджером месяца в каком-то филиале “Тинькофф-банка” — и об этом можно встретить упоминания. Все.

И отсюда вывод — нет ничего полезного для реальной жизни в навыках, приобретенных в компьютерных играх. По крайней мере в играх прошлого десятилетия точно нет (подозреваю — и вообще нет). Отсюда вывод следующий — ребенка лучше на что-то более практичное нацеливать. Ну там — на спорт, к примеру. Тоже можно много негативных последствий найти. Но — и примеры успешных впоследствии спортсменов тоже в достаточном количестве есть. А откуда ж многочисленные рассказы о том, что киберспорт дает полезные навыки? Сильно подозреваю — игровая индустрия проплачивает их создание в товарных количествах. Ну и вирусный эффект срабатывает — каждому приятнее говорить, что он играет не ради игры, а развивает полезные навыки (пьет не пьянства ради, а здоровья для).

 Но, позор увидя мой, тотем шест покинул свой

И сказал мне в сновиденье: «Знай теперь —

Девяносто шесть дорог есть, чтоб песнь сложить ты мог,

И любая правильна, поверь!»

Alexander Chernykh
http://www.psychomedia.org

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: