Самый мощный в мире российский жидкостный ракетный двигатель успешно прошёл огневые испытания

Роскосмос сообщил о завершении испытаний нового жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). РД-171МВ продемонстрировал рекордную тягу в 806 тонн-сил (тс). Показательно, что предыдущий мощнейший в мире двигатель также был отечественным. Далее — кратко об истории создания прорывной разработки.

История предшественников
РД-171МВ — проект НПО «Энергомаш», подразделения Роскосмоса. Высокоэффективный ЖРД будет применяться на перспективной ракете «Союз-5». Для разработки столь мощной технологии потребовался путь в несколько десятков лет.

«РД-171МВ представляет собой четырехкамерный ЖРД, использующий топливную пару керосин-кислород. При собственной массе 10,3 т изделие способно развивать в пустоте тягу 806 тс. Тепловая мощность – 27 тыс. МВт. Использован улучшенный турбонасосный агрегат мощностью 180 тыс. кВт. Таким образом, как указывают разработчики, по отдельным характеристикам новый ракетный двигатель похож на достаточно крупную электростанцию. Кроме того, на данный момент он является самым мощным ЖРД в мире», — сообщает «Военное обозрение»

Его предшественник РД-170 прошел огневые испытания ровно 42-мя годами ранее — 25 августа 1980 года. Советское изобретение представляло собой четырёхкамерную конструкцию на экологичном топливе. РД-170 предназначался для сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Двигатели РД-171 и их улучшенная версия РД-171М были почти идентичны РД-170 и применялись на ракетах «Зенит».

Двигатели были действительно инновационной разработкой. Даже по сей день они остаются мощнейшими из когда-либо использованных. На момент создания ЖРД с тягой 806 тс в вакууме существенно превзошли остальные. Тяга скачком увеличилась в 5 раз. При этом десятикратно возросла трудоемкость производства.



Ключевое отличие заключается в четырех камерах сгорания. Поскольку камер стало четыре (а не одна, как раньше), ученые смогли достичь показателей работы каждой по тяге в 200 тс. Это приближало их к уже известному диапазону двигателей в 150 тс.

На практике РД-170 эксплуатировался только дважды. А вот его модификации 30 лет устанавливали на ракеты «Зенит». Советские двигатели продемонстрировали надежность, экономичность и высокую эффективность. Поэтому разработки не остановились только на «полных» конфигурациях. На основе этих ЖРД были созданы «половинки» и «четвертинки».

Мощность РД-170 составляла 230 тыс лошадиных сил — SFERA – Pro Технологии —

Иные модификации
Модельная линейка с уменьшенной мощностью не менее любопытна. Разделив четырехкамерные ЖРД пополам, получили РД-180. Двигатель с тягой 423 тс в вакууме входил в состав РН Atlas III на первой ступени и уже в течение 20 лет используется в Atlas V.

Еще один представитель, РД-191, был получен делением «половинки». Двигатель с одной камерой имеет тягу 200 тс в вакууме. Универсальные ракетные модули для семейства «Ангары» строятся на его основе. На текущий момент в России разрабатывают РД-191М, который будет на 10-15% мощнее. Поскольку двигатель — «четвертинка» от РД-171, можно предположить, что технология позволит увеличить мощность на 10-15% и в современной четырехкамерной модели.

Существует еще два однокамерных ЖРД, на которые стоит обратить внимание. Модификация РД-193 на 300 кг легче РД-191. В нем отсутствует узел качания камеры сгорания и связанные элементы конструкции. Его можно использовать в ракетах «Союз-2.1в» вместо НК-33А.

Версия РД-181 произведена на экспорт. Она входит в состав американских ракет «Антарес». Сейчас в связи с ограничениями поставки двигателей остановлены.

Так, Россия вновь создала самый мощный жидкостный ракетный двигатель 42 года спустя. РД-171МВ — еще одна легендарная разработка, значимая для освоения космоса. Такие технологии оставляют сильное впечатление и вдохновляют творить. Согласны ли вы с этим? Как оцениваете инновации в ракетостроении?

SFERA – Pro Технологии
https://zen.yandex.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: