Волк Ларсен и Вавилонская Башня. Роман Носиков

Сегодня ‎мы ‎продолжим‏ ‎разговор, ‎который ‎начали ‎в‏ ‎прошлом ‎тексте.‏ ‎Один‏ ‎из‏ ‎комментаторов ‎верно ‎отметил, ‎что ‎те‏ ‎ценности, ‎что ‎я‏ ‎«приватизировал»‏ ‎в ‎пользу‏ ‎русских ‎– ‎вообще‏ ‎характерны ‎для‏ ‎традиционных ‎обществ.‏ ‎

Я‏ ‎соглашусь‏ ‎с ‎уважаемым ‎комментатором.‏ ‎

Однако, ‎откуда‏ ‎же ‎у‏ ‎урбанизированной‏ ‎нации‏ ‎21 ‎века‏ ‎ценности ‎традиционного ‎общества?

Этот ‎вопрос‏ ‎мы ‎пока‏ ‎отложим.‏ ‎

А ‎поговорим ‎вот‏ ‎о ‎чем.‏ ‎

Но ‎добавлю, ‎что ‎конфликт‏ ‎между‏ ‎философией ‎провидения‏ ‎философией, ‎которая‏ ‎исходит ‎из ‎того, ‎что ‎во‏ ‎всем‏ ‎есть ‎смысл)‏ ‎и ‎философией‏ ‎произвола ‎(которая ‎говорит ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎прав‏ ‎тот, ‎кто‏ ‎побеждает) ‎идет‏ ‎не ‎между‏ ‎Россией‏ ‎и ‎Западом. ‎Это‏ ‎старинный ‎внутризападный ‎конфликт. ‎И‏ ‎именно ‎отсюда‏ ‎наша‏ ‎российская‏ ‎симпатия ‎к ‎некоторым ‎европейским ‎писателям‏ ‎и ‎философам. ‎Они‏ ‎как‏ ‎бы ‎выбирают‏ ‎нашу ‎сторону. ‎

Я‏ ‎ничего ‎даже‏ ‎не ‎стану‏ ‎сейчас‏ ‎говорить‏ ‎о ‎ставшей ‎легендой‏ ‎тройке ‎–‏ ‎Честертон, ‎Толкин,‏ ‎Льюис.‏ ‎

Я‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎не ‎так ‎очевидно.

Давайте‏ ‎посмотрим ‎на‏ ‎Джека‏ ‎Лондона.

Вот ‎классический ‎монолог‏ ‎философии ‎произвола‏ ‎из ‎«Морского ‎Волка»:

Перед‏ ‎нами‏ ‎классический ‎конфликт,‏ ‎который ‎разрешается‏ ‎не ‎в ‎пользу ‎произвола. ‎

Классический‏ ‎роман‏ ‎Мелвилла ‎«Моби‏ ‎Дик» ‎—‏ ‎это ‎тоже ‎история ‎противостояния ‎провидения‏ ‎и‏ ‎произвола,‏ ‎которая ‎так‏ ‎же ‎разрешается‏ ‎в ‎пользу‏ ‎провидения.‏ ‎

Мелвилл ‎дает ‎капитану‏ ‎Ахаву ‎произнести ‎точно ‎такой‏ ‎же ‎монолог человека‏ ‎произвола.‏ ‎

«Все,‏ ‎что ‎мы ‎видим, ‎это ‎лишь‏ ‎маски, ‎но ‎сквозь‏ ‎каждую‏ ‎маску, ‎во‏ ‎всех ‎делах ‎и‏ ‎событиях ‎можно‏ ‎разглядеть ‎истинную‏ ‎суть.‏ ‎Так‏ ‎вот, ‎ты ‎видишь‏ ‎в ‎Белом‏ ‎Ките ‎только‏ ‎бессловесную‏ ‎тварь,‏ ‎я ‎же‏ ‎вижу ‎в ‎нем ‎жестокую‏ ‎силу, ‎воодушевленную‏ ‎неистощимой‏ ‎злобой. ‎И ‎эту‏ ‎злобную ‎силу,‏ ‎эту ‎непостижимую ‎злобу ‎я‏ ‎ненавижу‏ ‎больше ‎всего‏ ‎на ‎свете;‏ ‎и ‎мне ‎безразлично, ‎кто ‎он‏ ‎такой,‏ ‎этот ‎Белый‏ ‎Кит, ‎орудие‏ ‎ли ‎он ‎чьего-либо ‎неведомого ‎замысла‏ ‎или‏ ‎сам‏ ‎он ‎источник‏ ‎зла, ‎но‏ ‎я ‎обрушу‏ ‎на‏ ‎него ‎всю ‎свою‏ ‎ненависть, ‎потому ‎что ‎он‏ ‎для ‎меня‏ ‎как‏ ‎стена,‏ ‎а ‎я ‎перед ‎ним ‎как‏ ‎заключенный, ‎и ‎мне‏ ‎не‏ ‎вырваться ‎на‏ ‎свободу, ‎пока ‎я‏ ‎не ‎разрушу‏ ‎стену ‎своей‏ ‎тюрьмы».
Тюрьма‏ ‎–‏ ‎это ‎мир ‎судьбы‏ ‎и ‎Бога.‏ ‎Мир ‎замысла‏ ‎и‏ ‎смысла.‏ ‎

Кит ‎-‏ ‎это ‎Бог, ‎который ‎ограничивает‏ ‎произвол ‎Ахава.‏ ‎Ахав‏ ‎жаждет ‎убить ‎Бога,‏ ‎чтобы ‎утвердить‏ ‎свою ‎волю, ‎остаться ‎в‏ ‎мире‏ ‎одиноким, ‎но‏ ‎и ‎единственным.‏ ‎И ‎провидение ‎и ‎тут ‎побеждает,‏ ‎а‏ ‎Ахав ‎гибнет.‏ ‎

Этот ‎сюжет,‏ ‎разумеется, ‎не ‎мог ‎возникнуть ‎просто‏ ‎так‏ ‎на‏ ‎пустом ‎месте.‏ ‎И ‎Лондон‏ ‎и ‎Мелвилл‏ ‎наблюдали‏ ‎этот ‎нарастающий ‎конфликт‏ ‎и ‎описывали ‎то, ‎что‏ ‎видели. ‎

В‏ ‎их‏ ‎историях‏ ‎провидение ‎побеждало, ‎а ‎произвол ‎погибал.‏ ‎


Они ‎видели ‎смысл‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎есть ‎некая ‎стена,‏ ‎некие ‎законы,‏ ‎противостояние ‎которым‏ ‎обрекает‏ ‎человека‏ ‎на ‎одержимость, ‎безумие‏ ‎и ‎гибель.‏ ‎

У ‎Волка‏ ‎Ларсена‏ ‎про‏ ‎очереди ‎отключаются‏ ‎все ‎чувств. ‎Он ‎умирает‏ ‎парализованный ‎в‏ ‎полной‏ ‎темноте ‎и ‎тишине.‏ ‎В ‎полном‏ ‎небытии. ‎Воплотив ‎в ‎своей‏ ‎смерти‏ ‎сове ‎отрицание‏ ‎смысла. ‎

Ахав‏ ‎– ‎запутывается ‎в ‎леере ‎гарпуна‏ ‎и‏ ‎обречен ‎вечно‏ ‎носится ‎по‏ ‎волнам ‎за ‎тем, ‎кого ‎преследовал.‏ ‎

Их‏ ‎смерть‏ ‎является ‎памятником‏ ‎и ‎завершением‏ ‎их ‎преступления‏ ‎–‏ ‎отрицания ‎смысла. ‎

И‏ ‎тут ‎мы ‎вернемся ‎к‏ ‎традиции. ‎

Сосенно‏ ‎традиция‏ ‎–‏ ‎это ‎самый ‎древний ‎первичный ‎дописьменный‏ ‎способ ‎передачи ‎жизненно‏ ‎важной‏ ‎информации ‎–‏ ‎стратегий ‎поведения ‎направленных‏ ‎на ‎выживание‏ ‎от ‎одного‏ ‎поколения‏ ‎к‏ ‎другому. ‎

И ‎традиция‏ ‎наиболее ‎актуальна‏ ‎в ‎условиях,‏ ‎когда‏ ‎общность‏ ‎рушится ‎вниз‏ ‎– ‎из ‎цивилизации ‎в‏ ‎архаику. ‎

Крушение‏ ‎идеологии‏ ‎коммунизма ‎– ‎идеологии‏ ‎письменной, ‎идеологии‏ ‎модерна ‎и ‎идеологии ‎преодоления‏ ‎человека‏ ‎– ‎особенно‏ ‎усилило ‎наше‏ ‎стремление ‎к ‎традициям, ‎в ‎которых‏ ‎мы‏ ‎увидели ‎не‏ ‎только ‎стратегии‏ ‎выживания ‎(восстановление ‎больших ‎семей, ‎дачное‏ ‎земледелие,‏ ‎вооруженные‏ ‎группы ‎аналогичные‏ ‎ватагам ‎и‏ ‎дружинам ‎–‏ ‎«братва»‏ ‎и ‎пр.) ‎но‏ ‎и ‎средство ‎восстановит ‎когнитивную‏ ‎завершённость ‎вызванную‏ ‎признанием‏ ‎ошибочности‏ ‎прошлого ‎мировоззрения. ‎

Сам ‎смысл ‎крушения‏ ‎идеологии ‎преодоления ‎человека‏ ‎вернула‏ ‎нас ‎в‏ ‎состояние, ‎когда ‎человек‏ ‎осмысляется ‎заново.

Мы‏ ‎заново ‎узнаем‏ ‎себя‏ ‎и‏ ‎признаем, ‎что ‎не‏ ‎всемогущи. ‎Мы‏ ‎отступились ‎от‏ ‎произвола.‏ ‎

С‏ ‎нашими ‎уважаемыми‏ ‎«партнерами» ‎все ‎было ‎ровно‏ ‎наоборот. ‎

Крах‏ ‎СССР‏ ‎вызвал ‎у ‎них‏ ‎иллюзию ‎окончательной‏ ‎победы. ‎Они ‎загарпунили ‎Белого‏ ‎Кита‏ ‎и ‎увидели,‏ ‎как ‎из‏ ‎него ‎хлещет ‎черная ‎кровь ‎и‏ ‎качается‏ ‎на ‎волнах‏ ‎его ‎белая‏ ‎туша. ‎

Они ‎добились ‎победы ‎в‏ ‎окончательном‏ ‎противостоянии,‏ ‎а ‎следовательно,‏ ‎добились ‎права‏ ‎самим ‎судить‏ ‎о‏ ‎свой ‎праведности. ‎

Из‏ ‎этого ‎торжества ‎и ‎родилась‏ ‎исключительная ‎нация.‏ ‎

Нация‏ ‎не‏ ‎преодоления, ‎а ‎нация ‎торжества. ‎Нация‏ ‎карнавала, ‎из ‎котрого‏ ‎нет‏ ‎возврата ‎в‏ ‎труд ‎или ‎пост.‏ ‎

Потому ‎что‏ ‎некуда. ‎

Праздник‏ ‎отныне‏ ‎вечен.

Если‏ ‎бог ‎убит, ‎а‏ ‎исключительна ‎нация‏ ‎убила ‎этого‏ ‎бога‏ ‎–‏ ‎поразила ‎эту‏ ‎маску, ‎за ‎которой ‎скрывалось‏ ‎его ‎лицо,‏ ‎то‏ ‎самое ‎время ‎строить‏ ‎вавилонскую ‎башню.‏ ‎

Что ‎мы ‎и ‎наблюдавшем‏ ‎в‏ ‎виде ‎игнорирования‏ ‎судьбы ‎в‏ ‎виде ‎транс-философии, ‎игнорирования ‎истории ‎и‏ ‎создания‏ ‎культа ‎прогресса‏ ‎со ‎жрецами‏ ‎Маском, ‎Джобсом ‎и ‎пр. ‎который‏ ‎должен‏ ‎заменить‏ ‎собой ‎настоящий‏ ‎прогресс, ‎который‏ ‎рождается ‎в‏ ‎труде.‏ ‎

Роман Носиков
https://zen.yandex.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: