Прокси-​война между Ираном и Саудовской Аравией в Йемене. PapaSilver

В 2015 году Саудовская Аравия (СА) начала войну в Йемене, ожидалось что массированные бомбардировки по врагу немедленно деморализуют его, заставят забиться в пещеры и дрожа от страх покорно готовиться к приему завоевателей. Однако эта предприятие обернулось войной, которая длиться вот уже восемь лет и конца, и края ей не видно, а началось все с объединения Йемена в 1990 г.

После того как британцы утомленные бременем белого человека в 60-х года отчалили с Аравийского полуострова, на большей его части сформировались вполне жизнеспособные государства , исключением стал Йемен. Эта страна довольно быстро распалась на южную часть – строившую коммунизм и северную – ваявшую непонятно что. Так они и жили рядом до 1990 года периодически постреливая в сторону друг друга, иногда скатываясь в довольно-​таки масштабную резню. В 90 году СССР прекратил поддерживать социалистический Юг, что позволило Северу начать процесс слияния Йемена в единую счастливую семью на его условиях. Президент Севера – Салех, в тот момент чувствовал себя победителем. Но, после объединения Йемена лучше не стало, все здесь продолжали драться со всеми – племена против правительства, остатки социалистов против капиталистов, а сунниты и шииты посредством резни и перестрелок выясняли как правильно читать ту или иную суру Корана. Топлива в пожар сюда добавила Саудовская Аравия , которая сразу после объединения страны начала засылать в Йемене ваххабитских эмиссаров с чемоданами денег, чтобы те учили местных правильному исламу.

Однако не всем понравились тесные объятия Аравии агрессивно пропагандировавшей суннизм, шииты – в основном проживавшие на севере, начали сколачивать группы по интересам с целью защитить свое многовековое наследие. Так появилось движение хуситов. В начале нулевых они уже представляли собой грозную силу, против которой президент Йемена Салех проводил полноценные военные операции, где все было по-​взрослому – танки, вертолеты, артиллерия. Но такое милитаризированное внимание не сломало дух хуситов, а лишь усилило их желание взять власть в свои руки и выпнуть саудитов. Где-​то в 2010-х годах Иран начал острожное проникать в Йемен поддерживая своих братьев по вере, подобное он делал во всех странах где имелось больше одного шиита, но здесь был особый случай. Йемен граничил с его вечным врагом — СА , более того, с той стороны границы располагались провинции где имелись основные запасы нефти саудовцев и в большинстве проживали шииты, поэтому перспективы для Ирана открывались просто потрясающие. Если бы он хорошенько мог раскочегарить восстание в Йемене и захватить Север, то таким образом, его союзники хуситы могли постоянно угрожать нефтяным резервам СА, а при случае немного их взрывать. Т.е. иранцы в перспективе получали мегадубинку способную раз и навсегда упокоить саудовцев.

К 2015 году Йемен дошел до кондиции, страну уже долгие годы сотрясала вялотекущая гражданская война, постоянные восстания племен, к этому добавилось обострение в виде арабской весны 2011 года после которой власть фактически парализовало. В этой мутной воде Иран и хуситы приближались к своей цели – контролю над севером страны где проживало большинство шиитов и откуда можно было, при случае, легко воткнуть нож под ребра СА. Разумеется, допустить такое СА не могла, и сколотив Арабскую Коалицию (состав: Бахрейн, Кувейт, Египет, ОАЭ, Судан, Иордания, Марокко, Катар, в 18 году в нее вошли Пакистан и Эритрея) она ринулась в наступление дабы ликвидировать угрозу своим нефтяным полям в виде хуситов и маячившего за их спинами Ирана, а заодно прибрать к рукам Йемен и сделать его своей послушной марионеткой.

Йемен, пожалуй, стал первой масштабной стычкой, где заинтересованные лица: СА, Эмираты с одной стороны, и Иран с другой, в полной мере реализовали концепцию прокси-​войны. Для выяснения отношений они использовали либо йеменцев (этим занималась и Аравия и Иран), либо утилизировали наемников (это делала Коалиция). Не смотря на то, что СА ввела в Йемен половину всей своей армии – 150 000 человек, для активных операций она предпочитает использовать войска Судана которые она выкупила у нищей страны в количестве от 12 до 14 тысяч человек,  пару тысяч наемников «Академии», пакистанских солдат и прочих военнослужащих нищих стран которых саудиты покупают за гроши (точные цифры наемников назвать зачастую сложно, саудовцы скрывают их количество, дабы враг не мог сложить два и два и понять сколько именно СА  закупает пушечного мяса). Своих же солдат СА развёртывала в основном в фортах и укреплениях, где они занимались надзорными функциями, следя что бы местные молились кому надо и как надо, из всей военной машины СА всегда активно работали лишь ВВС. ОАЭ – вторая главная сила в Коалиции действует примерно по тому же сценарию, в её 10 000 корпусе имелось очень много афганских военных, сами же эмиратовцы входили в состав отрядов спецназа, используемых в особо важных случаях.


Но реки нефтяных денег особо не помогли, хуситы почему-​то не захотели склониться перед мощью Арабской Коалиции, а совсем даже наоборот, объявили народную войну оккупантам и с утроенной силой начали громить как силы Коалиции, так, и, их йеменских союзников. Поняв во что, они вписались, в 17 году тихо отвалился Катар, потом, в 19 году Эмираты вывели большую часть своих войск и начали активно проводить самостоятельную политику в Йемене спонсирую независимое от СА и Ирана , Южное переходное правительство в Адене и его 90 000 тысячную армию. Для ОАЭ важно, чтобы море вокруг Йемена стало безопасным , по нему могли плыть раздувшиеся от нефти танкеры, а родные Эмираты продолжали богатеть. ОАЭ было в общем-​то наплевать на свару между СА и Ираном, тем более что СА поддерживала совсем отмороженных исламских радикалов, от которых по мнению ОАЭ больше вреда чем пользы. Таким образом раскол в Арабской Коалиции, упорное сопротивление хуситов которых поддерживают по крайней мере 7 млн из 30 миллионного населения Йемена, постоянное подкидывание дров Ираном в виде новейших вооружений, затянули войну на восемь лет.

Невозможно сказать кто выигрывает в этой войне, но в одном можно быть уверенными точно, сейчас расходы СА на армию подобны глубокой ране на теле государства, кровь в виде бешеных сумм проливается на йеменскую землю оборачиваясь ракетами, снарядами, истребителями, танками и прочей амуницией. В 17 году военные расходы СА составили 10% ВВП – 69 млрд долл. (неизвестно какая часть направлена непосредственно на войну в Йемене) и несмотря на то, что 22 году сумма снизилась на треть — 47 млрд долл, все равно это гигантские деньги для страны чей расходный бюджет в 22 году равен 1114 трлн. риалов (или порядка 280 млрд. долл). Стратегия использования наемной силы пока не оправдала себя, египтяне, иорданцы, суданцы, пакистанцы, афганцы и прочие наемники со всего света оказались худшими солдатами чем голозадые йеменцы защищающие свои собственные дома.  (Неизвестно сколько на войну тратит Иран, наверняка на порядок меньше, ведь за годы существования под санкциями он научился гадить соседям довольно экономно, лепя где только можно самодостаточные отряды шиитской милиции и поставляя им бюджетные дроны и ракеты.)

Нельзя не отметить, что в Йемене окопалась самая большая ячейка той самой организации бин Ладена которую можно называть, только используя пояснение о том , что она запрещена за терроризм. Эта группировка как паразит разбухла на гражданской войне и достигла численности небольшой армии – 7 тысяч человек. При случае, ее лупят обе стороны конфликта, но не смотря на такое незавидное положение детище бин Ладена только растет и шириться, активно налаживая связи с сомалийскими братьями по террористическому подполью. Все это заставляет американцев нервничать и периодически ронять бомбы на Йемен что в свою очередь еще больше толкает йеменцев в лагерь хуситов позиционирующих себя как местная сила, корнями, уходящая в родные пески и камни, в отличии от проклятых саудовцев, продавшихся США.

Но другого варианта кроме как продолжать войну до упора у кронпринца СА  бин Салмана , заварившего всю эту кашу, нет. В случае проигрыша СА окажется в шиитском окружении: через Залив нависает Иран, а на юге, рядом с главными запасами нефти СА появиться государство изрядно разбомбленное саудовцами, в котором станут хозяйничать хуситы подзуживаемые иранцами. Такая комбинация карт принесет Аравии гарантированный проигрыш по всем фронтам. Поэтому пока, пользуясь нефтяными сверхдоходами, бин Салман заваливает своих йеменских союзников и наемников Коалиции деньгами и вооружениями, дабы они продолжали гонять идолопоклонников-​хуситов по горячим пескам Йемена , в надежде что эта истощенная земля родит для него победу.

ТГ – канал https://t.me/AsiaNearEast

PapaSilver
https://www.cfr.org
https://cis.mit.edu
https://www.aljazeera.com
https://www.defensenews.com
https://www.sipri.org
https://saudigazette.com.sa
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: