Наследники «Зверобоя». Обновленный противотанковый комплекс «Штурм-СМ» готов испытать танки НАТО на прочность. Для этого он и создавался. Дневники Зеленого края

Противотанковые системы на базе легкобронированных транспортёров появились ещё в 50-х годах прошлого века. В марте 1976 года был принят один из самых совершенных противотанковых самоходных комплексов «Штурм», способный и сегодня уничтожать все модификации натовских танков. Фото «Красная звезда».

Как известно, «танки с танками не воюют». И хотя это тактическое правило регулярно нарушается, и танковые дуэли нет-нет, да происходят в конфликтах, но это скорее стечение обстоятельств, или недоработка командования. Для борьбы с тяжелыми танками врага имеется масса других средств, и если они применяются достаточно умело, то до противостояния «коробочка на коробочку» дело не доходит вообще. Первая скрипка в этом процессе принадлежит армейской авиации (штурмовики и вертолёты), а теперь и ударным БПЛА. А затем в дело вступают машины, которые специально создавались для наземной маневренной противотанковой борьбы. Это прямые наследники так называемых «истребителей танков», или самоходных артустановок, основной калибр которых заточен в первую очередь для борьбы с более тяжелыми бронированными машинами.

ИСУ-152 не назовешь лёгким истребителем танков. Но и дичь у него была что надо. Выстрел 152-мм пушки напрочь сносил башню «Пантеры» и проламывал огромные дыры в броне попавшегося в прицел «Тигра». Фото Госархив.

Как тип боевой машины, истребители танков стали ответом на всепроникающие стальные танковые клинья эпохи начала Второй Мировой и такое неприятное явление в войсках, как танкобоязнь. Первыми их применили немцы, которые почти всю войну испытывали серьезный дефицит более тяжелой техники и проблемы с огромным количеством Т-34 и других советских танков на Восточном фронте. «Хетцеры» и «Мардеры» были сравнительно дёшевы в производстве и наносили танковым порядкам РККА довольно серьёзный урон. Они действовали из засад и после внезапной атаки быстренько убирались с линии огня. Защита у таких «недотанков» была хлипкая, и если он сам попадал в прицел к более тяжелому сородичу, то исход битвы был полностью предсказуем. И тут уже всё зависело от умений экипажа и военной удачи, без которой, как известно, никуда. К концу войны такие машины массово появились и у Советского Союза. «Длинноносые сотки» (СУ-100) и «Зверобои» (ИСУ-152) неплохо умели укрощать немецкий танковый «зверинец», и вошли в военный фольклор не хуже своих германских коллег по противотанковому промыслу. В послевоенные годы, на основе опыта, полученного в ВОВ, работы над этой техникой были продолжены.

Боезапас «Штурм-С» — двенадцать ракет с автоматической системой перезарядки. Противотанковые ракеты последних модификаций пробивают любой натовский танк в любой проекции. Фото ТАСС.

В середине 70-х годов советская военная разведка принесла тревожную весть о том, что в странах НАТО начали разработку сверхтяжелых танков (будущих «Абрамсов» и «Леопардов»). И если до той поры пехотинцам хватало для уничтожения М-60 и «Леопардов-1» ракет «Малютка» и ручных противотанковых гранатомётов, то новые западные машины требовали куда более радикального подхода. Ответом на работу над нынешними флагманскими основными боевыми танками (ОБТ) Североатлантического Альянса стали истребители танков нового образца, вооруженные сверхзвуковыми ракетами 9М114 «Кокон». Они могли, даже в самом первом варианте, пробивать до 600 мм первоклассной брони за динамической защитой.


Первоначально ракета разрабатывалась для ударных вертолётов, но потом была поставлена и на базу безотказной «мотолыги» — многоцелевого транспортёра МТ-ЛБ. Руководил работами наш замечательный конструктор и Академик Сергей Павлович Непобедимый. Задачи у возникшего в сотрудничестве коломенского КБМ, балашихинского НИТИ и ковровского завода им. Дегтярёва противотанкового комплекса «Штурм» были примерно те же, что и у истребителей танков и штурмовых орудий эпохи Второй Мировой. Внезапные и быстрые атаки на танки врага и уничтожение его укреплений.

Основные типы ракет «Штурма». Все они неоднократно обновлялись, получая дополнительные характеристики. Самые новые ракеты способны уничтожать танки на расстоянии до 8 км и даже низколетящие вражеские вертолёты. Картинка КБМ.

Ракеты комплекса как минимум четырежды модифицировались, как и вся система. Самые новые ПТУРы, входящие в линейку ракет «Атака», пробивают почти метр комбинированной брони за динамической защитой. Весит такая ракета до полусотни килограммов и за счёт высокой скорости не оставляет шансов современному танку с расстояния до 6000 метров. ПТУРы имеют кумулятивную, либо фугасную боевые части. Модификация «Штурм-СМ», принятая на вооружение в 2014 году, оснащена тепловизорным прицелом и лазерной системой наведения.

«Штурмы-СМ», принятые на вооружение в 2014 году, стали всепогодными и могут работать и днём, и ночью. Фото РО-РГ.

В общем, такой агрегат способен с большой долей вероятности уничтожить любой натовский ОБТ, оставаясь вне пределов досягаемости его главного орудия. Так что инструменты по борьбе с любыми хищниками любых размеров у нас имеются. И тут дело остается за разведкой, благо с мест сообщают, что операторы «Штурмов» и «Хризантем» работают в тесной связке с «дроноводами» и по этой самой причине существенно повысили собственную результативность.

Дневники Зеленого края
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: