ВПК США буксует в разгоне. Олег Ладогин

В комитете по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США, 8 февраля, состоялись слушания по вопросу состояния оборонно-​промышленного комплекса США. В ходе слушаний, приглашенные эксперты и конгрессмены были довольно откровенны, чтобы признать неготовность американского ВПК к конкуренции великих держав.

Председатель комитета Майк Роджерс начал с того, что американская промышленность сильно зависима от редкоземельных металлов, производимых в Китае, это в условиях, когда США собираются противостоять ему в конфликте за Тайвань. На текущий момент, США не смогут справиться с этой проблемой самостоятельно, необходимо будет обратиться к своим союзникам и партнерам для создания новых технологических цепочек.

Та же ситуация обстоит с китайскими микрочипами и другими деталями. Тут нужно отметить, что этот вопрос отнюдь не гипотетический, а насущная проблема. Потому-​что в сентябре 2022 года Пентагон временно приостанавливал производство истребителей F-35 после того, как фирма Lockheed Martin обнаружила, что её подрядчик использует для сборки двигателя самолета деталь из Китая. Конечно же, это последствия глобализации экономики и обоюдоострая проблема. В Конгрессе сейчас идет жаркая дискуссия по поводу того, что в китайском аэростате, сбитом 4 февраля в небе США, при сборке использовались детали произведенные в Америке.

В целом, можно сказать, что основной темой слушаний стало то, как американский ВПК может конкурировать с Китаем, а конфликт на Украине был лишь поводом, который раскрыл текущие проблемы в отрасли. Присутствующие не постеснялись признать, что сегодняшняя ситуация в ВПК не соответствует концепту, изложенному в новой стратегии национальной обороны США, где говорится о начале периода конкуренции великих держав.

Ещё до начала Россией специальной военной операции на Украине, 2 февраля 2022 года Национальная оборонно-​промышленная ассоциация США, в своем докладе оценила функциональность американского ВПК на 69 баллов из 100. Самым слабым звеном на тот момент считалась организованная производственная цепочка и возможности расширения производства. Непредсказуемая и непоследовательная политика финансирования в течении многих лет разбалансировала американский ВПК и потенциал избыточных мощностей был максимально сокращен, предприятия начали работать, что называется «с колес».

В ходе заседания комитета было озвучено, что в 1985 году на предприятиях ВПК работало 3 миллиона человек, а в 2021 году — 1,1 миллион. Плюс, в судостроительной отрасли сейчас трудится около 400 тысяч человек и американские верфи не справляются с госзаказом на две подводных лодки в год, и производят только одну, хотя первоначально законодатели рассчитывали на производство трех подводных лодок в год. При этом, в зале прозвучало мнение, что китайская судостроительная отрасль в 10 раз превышает американскую.

Стоит отметить, что оборонный бюджет США в 1985 году составлял 5,8% от ВВП страны, а в 2021 — 3,2%, хотя по сумме в долларах бюджет Пентагона сейчас бьет рекорды, но это связано с инфляцией.

Резкий рост инфляции — это сегодняшний бич отрасли, сильно страдают фирмы, заключившие многолетние государственные контракты с фиксированной ценой. В последние десятилетия уровень инфляции в США редко превышал 2%, однако в последние два года, он вырос в три раза и, поэтому фирмы испытывают серьезные трудности с выполнением контрактов, как из-за роста стоимости материалов, так и необходимости повышать заработные платы работникам.

Проблема с рабочей силой также оказалось одной из главных в отрасли, из-за отсутствия системности в заказах, невозможности платить адекватную заработную плату, многие фирмы теряли своих квалифицированных работников, а найти новых стало очень тяжело. Вице-​адмирал ВМФ США Билл Галинис заявляет, что наем и удержание квалифицированных рабочих стало «нашей стратегической задачей номер один» для предприятий судостроительной отрасли. Заработная плата рабочих на верфях иногда ниже, чем в «некоторых ресторанах быстрого питания», вынужденно констатирует он.

В конце 2022 года в крупнейших фирмах американского ВПК было множество свободных вакансий. Raytheon Technologies рассчитывала заполнить более 6000 свободных мест. Фирма Northrop Grumman искала более 5800 работников, а Lockheed Martin — более 5600. Однако, многие из этих предложений не выдерживали конкуренции по уровню заработных плат в сфере высоких технологий.


Вскрылась проблема того, что в США отсутствуют единые стандарты квалификации для рабочих специальностей, таких как стропальщик, сварщик, электрик и т.д. В каждом штате свои стандарты и, поэтому представители ВПК просят подключить к работе с данной проблемой не только Пентагон, но и министерства труда и образования, чтобы готовить специалистов по единому стандарту со школьной скамьи.

Присутствующие конгрессмены и эксперты согласились с выводами доклада американского Центра стратегических и международных исследований, где говорилось о том, что у США недостаточно запасов вооружений для ведения затяжного конфликта с Китаем за Тайвань. Конфликт на Украине продемонстрировал насколько интенсивным могут быть боевые действия в современной войне.

США, вероятно, потратят более 5000 ракет дальнего радиуса действия за три недели боев. Запас непосредственно противокорабельных и зенитных ракет будет израсходован за неделю, но произвести тот же объем вооружений у американского ВПК получится лишь за полтора-​два года.

Доклад высвечивает хрупкость производственных цепочек в США. Фирма Aerojet Rocketdyne является единственным поставщиком ракетных двигателей для ПТРК «Джавелин», а Williams International  — единственный поставщик ракетных двигателей для большинства американских крылатых ракет. Также, в США существует одно единственное литейное предприятие, которое  производит большие титановые заготовки для некоторых систем вооружения.

Есть ещё несколько промышленных предприятий, таких как завод боеприпасов в штате Теннесси и ракетный завод в штате Алабама, которые производят оборудование, замены которым на текущий момент нет. Это означает, что, если одно из таких предприятий остановится по какой-​либо причине, то нарушит всю производственную цепочку и Пентагон не получит заказанного оружия.

США отправили Украине более 1 миллиона 155-​миллиметровых снарядов и собираются увеличить текущие темпы производства примерно с 14 000 снарядов в месяц до 20 000 к весне этого года и до 90 000 к 2025 году, потратив на это $1,9 млрд только в 2023 году. Среди планируемых мер — расширение заводов и привлечение новых подрядчиков, что является частью «самых агрессивных усилий по модернизации оборонно-​промышленной базы США почти за 40 лет», пишет The New York Times.

В некоторых направлениях США уже столкнулись с пределом наращивания производства. Завод General Dynamics в штате Пенсильвания вышел на свою максимальную мощность в 11040 155-​миллиметровых снарядов в месяц, работая 24 часа в сутки. Поэтому, фирма планирует строительство новой производственной линии для 155-​миллиметровых снарядов на заводе в штате Техас.

Во время войны в Корее, в 1951 году у правительства США было 86 заводов, которые оно могло привлечь к производству боеприпасов, в рамках мобилизации производства, теперь Пентагон располагает всего шестью так называемыми «государственно управляемыми подрядчиками». Поэтому, эксперты предлагают инвестировать $68 млн в Канаду, чтобы они могли переоборудовать один из заводов под производство боеприпасов. Глава отдела закупок Пентагона Билл Лапланте также высказал идею по организации производства боеприпасов в других странах союзниках США.

Фирма Lockheed Martin уже распределила денежные авансы Пентагона примерно на $1 млрд среди своих поставщиков, “чтобы убедиться, что у них есть ликвидность, необходимая для продолжения работы”, — заявил главный операционный директор фирмы Фрэнк Сент-​Джон. Компания также инвестировала около 65 миллионов долларов в производство РСЗО HIMARS , чтобы сократить сроки выполнения заказа и увеличить количество производимых установок.

В начале декабря 2022 года армия США заключила с Lockheed Martin контракт на сумму $521 млн на пополнение запасов ракет для РСЗО и контракт на сумму $431 млн долларов на производство установок HIMARS, как для США, так и для их союзников. В начале прошлого года фирма производила 48 HIMARS в год, а сейчас эта цифра достигла 60 штук. Однако достижение целевого показателя в 90 штук займет еще от полутора до двух лет, говорит Сент-​Джон. Согласовывается контракт с Польшей на $10 млрд по поставке 18 установок HIMARS, 468 комплектов Launcher-​Loader Module Kit и около 6000 ракет к ним, срок поставок до 2027 года.

Конечно, для американского ВПК наступают «золотые годы», когда деньги льются в него рекой. Однако очевидно, что у него имеются свои существенные проблемы и недостатки. Частным фирмам нужны долгосрочные заказы, чтобы расширять производство, им нужна четкая уверенность в том, что их вооружение будет выкуплено и через год,и через 5 лет. В противном случае, никто вкладывать деньги впустую не будет. Получается, что перед руководством США стоит нетривиальная задача организовать и поддерживать несколько крупных военных конфликтов в мире, в ближайшие несколько лет.

Очевидно и другое, американская рабочая сила теряет в компетенции и это просматривается не только на уровне простых рабочих. Национальное управление по ядерной безопасности США (NNSA) запланировало начать серийно производить новые ядерные боезаряды к 30 сентября 2025 года и потратить на постройку двух новых заводов $30 млрд. Однако, как установили ревизоры, смета на постройку заводов постоянно увеличивается и вряд ли будет готова в срок к 31.03.2023. Таким образом, под угрозой срыва находится сама концепция производства плутония с помощью первой производственной установки в 2024 финансовом году.

Обобщая представленную информацию, можно было бы подумать, что вся озабоченность американских законодателей сводится к обеспечению лоббистов из ВПК только лишь всё новыми миллиардами долларов.

Однако, американские военные, как никто понимают серьезность ситуации. Так 11 января адмирал ВМФ США, командующий Силами флота Дэрил Коудл, заявил: ”Я не могу простить того факта, что они (ВПК) не предоставляют боеприпасы, в которых мы нуждаемся». “Все эти вещи с COVID-​​19, запчастях, цепочках поставок, мне просто все равно”. ”У нас у всех тяжелая работа. Мне нужно, чтобы SM-6 (зенитные ракеты) производились в срок. Мне нужны торпеды Mk-48, доставленные вовремя”.

Коудл пытался подать тревожный сигнал американскому ВПК, ссылаясь на угрозу Китая: «Мы говорим о военных действиях и национальной безопасности и выступаем против конкурента и потенциального противника, который не похож ни на что, что мы ранее когда-​​либо видели, но мы продолжаем бездельничать с этими поставками», — сказал адмирал. ”Я не вижу хорошей подотчетности, и я не вижу хорошей отдачи на инвестиции со стороны правительства, я действительно не вижу». «Я очень разочарован тем, как мне приходится выражаться, но это все потому, что это важно для победы». — сказал Коудл.

Таким образом, от ускорения американского ВПК действительно зависит сможет ли США сохранить свое лидерство в мире, а это совсем не то, чем США занимались последние десятилетия, обеспечивая свое превосходство лишь за счёт долларового печатного станка.

Олег Ладогин
https://aftershock.news


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: