В России началось проектирование крупнейшего в мире научно-экспедиционного судна, и история одного незаслуженного подарка бывшей республике. SFERA

СССР славился своим мощным научно-экспедиционным флотом, которому западные страны могли только позавидовать. Однако в 1991 году по стечению обстоятельств, а, скорее всего, по глупости 80% этого флота оказались в УССР, а России досталась лишь малая часть. В бывшей советской республике не без помощи западных специалистов большая часть судов завершила жизнь в индийском Аланге. И таким нелепым образом могучая держава лишилась своего поистине уникального научного флота. Вопреки трудностям, сегодня Россия пытается его восстановить. Уже есть первые успехи — началось проектирование нового флагмана. Чем он уникален и почему страны Запада так опасаются его появления?

Потеря научного флота

СССР считался ведущим игроком на поле морских исследований. Его научно-экспедиционные суда имели отличные мореходные качества и ходили во всех районах Мирового океана, в любую погоду и в любое время года. Как ни печально, с развалом Советского Союза флот был почти полностью утрачен. УССР отошла большая часть судов — 82, а в России осталось только 24. Это была настоящая трагедия для науки: прекратились исследования, остановились разработки и проектирование новых судов. Страна переживала нехватку денег и пыталась выживать, как могла.

В результате часть судов оказалась в индийском Аланге — на мировом кладбище кораблей, где их распилили на металлолом. Здесь же в 1996 году печальный конец наступил и для головных кораблей «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв». Другая часть была сдана в аренду в качестве сухогрузов и круизных лайнеров.

Начали почти с нуля

Несмотря на сложности, в 2000-е годы России удалось сохранить почти половину доставшихся ей научных судов. К 2013 году на счету РАН их осталось лишь 13. Представить такое трудно, но это факт. Страна-обладательница самого мощного научного флота в мире спустя 20 лет потеряла его, казалось бы, безвозвратно, но…

Начинать восстановление научного флота пришлось почти с нуля — не хватало опыта строительства судов такого класса, так как раньше это делали Финляндия, Турция и небезызвестная страна. Но трудности сделали Россию только сильнее, и с задачей обновления флота она пока отлично справляется.

Так, в 2012 году на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге построили новый флагманский корабль для научных исследований «Академик Трёшников». Сейчас он задействован в международной экспедиции в Арктике.



В сентябре прошлого года отправлена в первый рейс уникальная ледостойкая платформа «Северный полюс». Как рассказал капитан Сергей Дячкин, когда впервые увидел судно:

«Первое чувство, которое испытал, — удивление. Такого еще не видел, несмотря на полувековой морской опыт. И дело не только в необычной яйцевидной форме судна. В минимальный объем успешно вместили так много. Здесь всё лучшее, что накоплено за время изучения Арктики».

Сегодня российский научный флот делится на гражданский и военный, они пополняются новыми кораблями. Многие из них становятся единственными в мире. К примеру, на судоверфи «Звезда» заложены два абсолютно новых научно-исследовательских судна, способные преодолевать лёд толщиной до 80 см и принимать на борт вертолеты, а также нести необитаемые подводные аппараты.

Новый флагман

И вот самое главное — Россия приступила к проектированию крупнейшего в мире научно-экспедиционного судна «Иван Фролов». Так, в марте «Адмиралтейские верфи» и Росгидромет подписали контракт на его проектирование и строительство. 39,7 млрд руб. на проект выделены из госбюджета.

На сегодня полностью завершены модельные испытания и уже идет проектирование. Закладка и строительство начнутся в 2024 году. Таким образом, к 2028 году судно может быть отправлено в первое плавание. Как утверждают эксперты, без этого судна выполнение арктической программы может быть поставлено под угрозу.

«НЭС «Иван Фролов» необходимо для бесперебойной работы антарктических экспедиций. У нашей страны на континенте размещено пять круглогодичных станций и пять сезонных баз. Нынешнее судно, которое доставляет полярников и грузы в Антарктиду, уже устаревает, и осталось как раз немного времени, чтобы ввести в строй новое судно. «Иван Фролов» будет судном «пять в одном»: танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно», — отметил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов.

Научный флагман будет иметь длину 164,8 метра и ширину 26 метров. Водоизмещение составит около 25000 тонн, дедвейт — около 9200 тонн. Технические возможности судна позволят размещать на борту до 20 лабораторий, необходимых для исследовательской работы. На борту также будет размещен вертолетный комплекс для двух вертолетов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38, вертолетная площадка и ангар для их обслуживания.

Максимальная пассажировместимость судна «Иван Фролов» составит 240 человек — 70 членов экипажа и 170 ученых. Ближе к носу находится грузовой трюм, на палубе может находиться до 100 стандартных морских контейнеров. Для выгрузки и погрузки на носу предусмотрены два 50-тонных крана, еще два 12-тонных крана на корме.

Силовые агрегаты и узлы будут российскими. Так, генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов рассказал, что уже на этапе строительства было сделано «всё возможное, чтобы судно стало максимально российским».

«Часть комплектующих уже прошла испытания на атомных ледоколах. <…> Здесь будет много изделий, которые мы производим в рамках своих компетенций».

После ввода в эксплуатацию «Иван Фролов» станет новым флагманом российской полярной науки, что, конечно, не по нраву «некоторым из-за океана». Подобные успехи их только раздражают и заставляют строить разные домыслы: наличие у России таких кораблей открывает широкие возможности для диверсий. Но пока диверсиями прославились они сами.

Это лишь первые шаги России на пути обновления научного флота, но они весьма значимы. РФ еще раз доказала, что способна развивать науку. Чтобы вернуть утраченное лидерство, потребуется время, но сбавлять темп никак нельзя, ведь стратегические противники дышат в спину.

SFERA
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: