Финансовая мясорубка. Накопительный эффект. Государственник

Давненько не шумела наша мясорубка — и если весной казалось, что еще вот-вот и региональные банки США потянутся косяками ко всем чертям, ситуацию удалось залить свежими деньгами из-под печатного станка. Однако все это имело кумулятивный эффект, как накопление свинца в организме — рано или поздно расплата должна была наступить.

Скажем честно, происходящее пока не очень похоже на расплату. Скорее на подготовку к массовой порке — ну так и рынок расшатать тоже дело не одного дня. Всего лишь за 9 месяцев стоимость обслуживания государственного долга США выросла на 25% — и при этом правительство дедушки Джо продолжает тратить деньги, куда ни попадя.

Если вы долго заметаете мусор под ковер, всегда наступает момент, когда по ковру уже невозможно ходить — это и не ковер уже, а холм посреди жилища, из-под которого торчат остатки былой жизнедеятельности.

Когда дефицит бюджета страны достигает 2 трлн долларов, начинаешь смотреть на ситуацию с нескрываемым интересом. Вот в 2022 году дефицит бюджета в США был менее триллиона — а тут он уже два и продолжает увеличиваться. Рост прямо на глазах — но и это далеко не главный показатель скорого слома всей сложившейся системы, есть и куда более наглядные признаки.

Тут в августе этого года корпоративные долги всего мира достигли 307 трлн долларов при глобальном ВВП в 88 трлн долларов. Вернуть долги уже никак не получится, ибо тогда придется списать и пустить под нож вообще всю текущую промышленность Запада — а в 307 трлн более 90% являются долгами западных компаний. И еще нужно будет найти альтернативно одаренных, которые эти активы купят по бросовым ценам. К примеру, это вполне может быть китайское правительство — но китайцам-то это зачем? У них свои проблемы, которые нужно купировать в кратчайшие сроки.
Списать долги тоже не получится от слова «совсем». Это ведь тоже бизнес — и в случае списания под нож пойдет вся финансово-инвестиционная система мира. Все эти Морган Стэнли, Джи-Пи Морганы и прочие Бэнк оф Америки. Капкан захлопнулся и с интересом наблюдает.

Индекс S & P 500 Industrials достиг максимума 1 августа и с тех пор снизился примерно на 8%, балансируя на коррекции после того, как несколько крупных американских компаний сократили свои прогнозы прибыли на третий квартал из-за внезапного скачка цен на нефть. Индекс Russell 2000 с малой капитализацией потерял более 11% по сравнению с максимумом закрытия 31 июля, что примерно вдвое превышает снижение индекса S & P 500 за то же время. Резкое падение акций компаний с малой капитализацией и промышленных предприятий обычно происходит, когда экономика находится в состоянии рецессии.

Правда в том, что рецессия уже на дворе, но показывать ее никак нельзя — во всяком случае, до момента президентских выборов в США в ноябре 2024 года. Поэтому в топку летит, что попало — стратегические резервы нефти, например. Русские и арабы умело пользуются положением, догнав суточный дефицит нефти до 3,5 млн баррелей — а это, в свою очередь, тоже не способствует тому, чтобы рынки успокоились.


Да, мы пока не видим крупных банкротств. Вернее они, как в случае с Кредит Сюисс размазываются по другим финансовым институтам — но в любом случае, какое-то звено в этой цепочке долгов и перепродаж окажется самым слабым, как банк братьев Лимонов в 2008 году.

На фондовом рынке есть и другие признаки проблем. Индекс S & P 500 движется к своему первому квартальному падению за год, только что пережил худшую неделю с 10 марта, когда рухнул банк Силиконовой долины, и потерял 2,8% со среды, дня объявления политики Федеральной резервной системы, в котором фигурировала тема “ставка выше и дольше”.

Тут вот в чем дело. Всегда ранее S & P 500 отыгрывал августовское снижение в октябре, причем с запасом — в этот же раз после августа может прийти октябрь со своим падением в 5-8% и остановить падение просто нечем. Октябрь-то уже на носу, а признаков начала осеннего делового сезона в США как не было, так и нет. Иначе говоря, осенью рынок активизируется всегда, осенью заключается за год максимальное количество сделок — здесь же полное ощущение, что в США на дворе в плане экономики царит июль с предотпускными настроениями. А это уже сам по себе повод для пессимизма.
Мало того, индекс PMI (настроение менеджеров по закупкам) в Евросоюзе тоже царит на небывало низком уровне, около 42% — а так как вся западная модель экономики взаимосвязана, эти настроения не могут не отражаться на Америке. Вот они и отражаются волнами массового пессимизма.

В ответ инвесторы выводят деньги из фондов акций по всему миру самыми быстрыми темпами с декабря, говорят стратеги Bank of America Corp.

Тем не менее, у акций есть надежда. Приближается сезон доходов, который может иметь большее значение, чем текущие курсы акций, согласно модели Bloomberg Intelligence. Согласно данным Bloomberg Intelligence, ожидается, что компании сообщат о снижении прибыли всего на 1,1% в третьем квартале, за которым последует рост, по крайней мере, в следующем году. Кроме того, Федеральная резервная система на этой неделе заявила, что прогнозирует более сильный экономический рост, чем ожидалось всего несколько месяцев назад.

“До сезона прибыли осталось всего несколько недель, и мы не видим, чтобы многие компании снижали свои доходы”, — сказал Ким Форрест, основатель и директор по инвестициям Bokeh Capital Partners. “Мы не знаем, когда наступит рецессия — в конечном итоге это произойдет, — но крупнейшие американские компании не сигнализируют о непосредственной угрозе”.

Для некоторых инвесторов недавнее падение — это не более чем возможность для покупки. Прогнозисты, опрошенные агентством Bloomberg, предсказывают, что экономический рост замедлится к середине следующего года, а затем снова ускорится.

То, что директорат ФРС не понимает, что несет — давно уже не секрет. Никаких базовых причин для роста экономики нет, но экономика обязательно вырастет. Когда-нибудь. Скорее всего. Наверное. Сейчас еще вот ставочку поднимем, задушим инфляцию — и все заколосится, опоросы и надои уйдут в небеса. Вы перечитайте еще раз цитату выше — ее же можно растаскивать по всем СМИ в качестве бесплатного пропагандистского инструмента, даже придумывать не нужно ничего.
Кстати, о напускном спокойствии крупных компаний — титаны фондового рынка бьют тревогу, даже не скрывая тихой паники в глазах.

Джеймс Зелтер из Apollo Global Management Inc.скептически относится ”к экономической мягкой посадке». Соучредитель Ares Management LLC Майкл Аругети обеспокоен риском финансового кризиса. Дефолты будут расти в ближайшие годы, поскольку более рискованные долги подлежат рефинансированию, по словам Джошуа Истерли из Sixth Street Partners LLC и управляющего хедж-фондом Хамзы Лемссугера.

Кредитные рынки могут быть стабильными, поскольку мировая экономика демонстрирует устойчивость, но некоторые из титанов долгового мира заявили на Глобальном кредитном форуме Bloomberg в Лондоне на этой неделе, что они видят надвигающиеся препятствия, поскольку влияние более высоких процентных ставок постепенно распространяется на потребителей и компании.

И кто бы мог подумать, правда? Тут нам доказывают, что рост ставки ФРС почти не повлиял на ипотечных заемщиков в США — у них же фиксированные ставки, правда ведь? Святая правда. Как и в том, что никто не говорит о трехкратном росте налогов на землю, на которых стоят ипотечные дома — так что ФРС окучит заемщиков в любом случае. Если уж не за счет роста ставки ипотечного кредита, то за счет налогов на землю и недвижимость — а так-то все нормально. Китай с его жалкими 4,4% роста находится в упадке, а вот Америка с натянутым за уши 1% роста на взлете экономики — смотрите, не перепутайте.

Начинают проявляться некоторые признаки экономической слабости, даже несмотря на то, что чиновники ФРС говорят, что ставкам, возможно, придется дольше оставаться на высоком уровне. Рост цен на топливо может привести к сокращению расходов домохозяйств в США, и Китай обратился к политической поддержке для укрепления экономики. Кризис стоимости жизни и более высокие процентные ставки привели к тому, что деловая активность в Великобритании упала в этом месяце до минимума с января 2021 года.

“Спад, возможно, уже начался”, — написала Ана Андраде из Bloomberg Economics в заметке о Великобритании. “Мы подозреваем, что данные, которые Банк Англии увидел в преддверии своего сентябрьского решения, сыграли значительную роль в его решении сохранить ставки”.

На Британию уже без слез не взглянешь — впрочем, все самое интересное еще впереди. Накопление эффекта идет своими темпами — модель уже не работает, но продолжает дергаться, как мертвая лягушка с подключенными к ее лапкам электродами. Дергаться она будет еще достаточно долго — не десятилетия (на это уже никаких ресурсов не хватит), но годы. Мало того, мы еще увидим всплеск роста капитализаций, ну так и больной перед смертью потел, а это хороший признак.

Во всяком случае, наблюдать нам будет за чем.

США и Великобритания ни в коем случае не одиноки. По прогнозам IIF, доля мирового долга в валовом внутреннем продукте достигнет 337% к концу 2023 года, что значительно выше уровня, существовавшего до пандемии, и в значительной степени обусловлено дефицитом бюджета.

Жрали в три горла одни, а расплачиваться придется всем. Только все на это уже не согласны — так что ждем новых заявок в БРИКС. Похоже, именно здесь рост будет уверенным и однозначным.

Государственник
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: