Жабогадюкинг в действии. Макрон и Шольц яростно гребут в противоположных направлениях. Инженер2010

Для примирения Франции и Германии потребуется 50 прогулок на лодке по Эльбе, а не одна.

12 октября 2023 года

Состоявшаяся на этой неделе прогулка на лодке по Эльбе Эммануэля Макрона и Олафа Шольца, стала символической для капризного франко-​германского властного дуэта Европейского союза — попыткой найти общее направление в разрешении схожих проблем. Тем не менее, несмотря на разговоры о прорыве в спорном вопросе, касающемся реформы электроснабжения, предвестия выглядят примерно так же обнадеживающе, как выражение лица Макрона во время поедания традиционного немецкого бутерброда.

Лидеры во многих смыслах находятся в одной лодке (такой вот каламбур). Взлёт поддержки ультраправых — это уже не просто французское явление, учитывая рост поддержки «Альтернативы для Германии» (AfD) на фоне народного гнева по поводу миграции и последствий вторжения на Украину (отражения гибридной агрессии против России). Экономика их стран замедляется, причем немецкая экономика особенно пострадала ввиду многолетней зависимости от российского газа, в то время как экономика Франции слабеет в не меньшей степени, хотя инфляция и начинает снижаться. Они оба выступают за увеличение государственной помощи и менее примитивный подход в сфере торговли. У Макрона подрезаны крылья из-за отсутствия у него парламентского большинства; Шольц изо всех сил старается быть услышанным на фоне междоусобиц в коалиции.

Риск рецессии

ВВП Франции и Германии растет медленнее, чем в среднем по ЕС

Тем не менее, несмотря на дружеские рукопожатия, состоявшиеся на этой неделе, и демонстрацию твердой поддержки Израиля после нападения ХАМАСа, эти двое яростно гребут в противоположных направлениях. Замешательство и шок, царящие в Германии в связи с возвращением ярлыка “больной человек Европы” после многих лет экспортно ориентированного успеха, привели к отчаянным попыткам Берлина защитить свои автомобили с двигателями внутреннего сгорания, сохранить экспорт в Китай и энергоемкую промышленность. Это противоречит приверженности Макрона ядерной энергетике (от которой в апреле Германия отказалась полностью), большему объединению оборонных возможностей ЕС и более гибким бюджетным правилам; приоритеты Парижа проступают отчётливее и с оттенком нескрываемого злорадства. В прошлом месяце министр экономики Германии Роберт Хабек заявил: “У нас нет согласия ни по одному вопросу”.

Примером может служить энергетическая политика. Влияние российского газового шока на электроэнергетические рынки привело к повсеместному желанию осуществить государственное вмешательство, так как в период со второго квартала 2021 по 2022 год оптовые цены на электроэнергию, по данным исследователя Института Жака Делора Фук-​Винь Нгуена, выросли на 254% во Франции и 210% в Германии. Но кто вмешается? Париж хочет внедрить новые долгосрочные энергетические контракты, чтобы воспользоваться преимуществами доминирования атомной энергетики во Франции, где цены сейчас на 12% ниже, чем по ту сторону Рейна. Берлин опасается, что работа существующего парка атомных электростанций будет сдерживать инвестиции в возобновляемые источники энергии и поможет французской промышленности, пока Германия страдает от удорожания газа. Макрон, обеспокоенный популистской активностью Марин Ле Пен по превращению антиядерной Германии в мишень, не проявил особых признаков отступления, пообещав в стиле Brexit “вернуть контроль” над ценами.

Чихающий двигатель

Со времён эпидемии Covid-​19 ежегодный объем торговли Франции с Германией снизился


Примечание: Общий объем торговли (экспорт + импорт)

Всё это довольно мрачно для европейского проекта, остро нуждающегося в единстве в ожидании большего расширения, автономности и энергетической безопасности, в то время как цены на газ снова начинают расти. Это также далеко от властных дуэтов прежних лет, таких как Шарль де Голль и Конрад Аденауэр или Валери Жискар д’Эстен и Гельмут Шмидт, которым лучше удавалось сглаживать давние недопонимания вроде привязанности Германии к зонтику безопасности НАТО или цепляние Франции за свой статус мировой державы. Когда франко-​германский двигатель глохнет, то же самое происходит и с ЕС.

Бывший посол Франции Клод Мартен, чьи новые мемуары подробно описывают взлеты и падения франко-​германских отношений, говорит: “Каждый раз, когда что-​то идёт не так, мы говорим себе, что двигатель запустится снова … Но мы привыкли не понимать друг друга.” Дух времени, когда Макроном и Ангелой Меркель был создан фонд по борьбе с пандемией в размере 800 миллиардов евро (850,7 миллиарда долларов), похоже, исчез навсегда.

В краткосрочной перспективе есть некоторая надежда на то, что окупятся усилия по разрешению конкретной проблемы — реформы рынка электроэнергии, так как недавно политик из Партии зеленых Свен Гигольд анонсировал “грандиозную сделку”. Это может означать, что Париж найдет способ поддержать свою промышленность через государственного оператора Electricite de France SA, одновременно предоставляя Германии концессии в других местах, например, открывая больше трансграничных водородных проектов энергетической инфраструктуры. Это может оказаться похоже на споры о таксономии ЕС, обозначающей источники энергии как «зеленые», когда в конечном итоге таковыми посчитали как ядерную энергию, так и газ, чтобы успокоить Францию и Германию. Это вроде одной из тех драк, где обе стороны добиваются своего — в идеале без постоянных субсидий, искажающих рынок.

Снова в разгон

С 2022 года форвардные цены на природный газ снизились, но теперь снова растут

Однако в долгосрочной перспективе для примирения Шольца и Макрона потребовалось бы 50 прогулок на лодке, а не одна. Парижу лучше изменить свой собственный подход, стремясь наладить более прочные связи с другими членами ЕС, вместо того чтобы выдвигать новые франко-​германские инициативы — от беспилотных летательных аппаратов до танков (или европейского авианосца). Между тем, Германия также должна активизироваться и осознать, что в основе её излечения от статуса больного человека лежат Франция и Европа, и как отмечается в недавней статье, написанной в соавторстве с Нильсом Редекером из Школы управления Hertie: путь к энергетической конкурентоспособности, промышленной политике и увеличению экспорта лежит через более сильный и интегрированный единый рынок ЕС. “Франция и Германия должны прекратить изнурять себя лобовыми столкновениями”, — пишет главный экономист AXA Group Жиль Моек.

Еще один Гамильтоновский скачок [План 2020 года по восстановлению ЕС после пандемии. Назван в честь американского политика конца 18-го века Александра Гамильтона – прим.пер.] выглядит отдаленной перспективой, однако более спокойная прогулка на лодке была бы в следующий раз уже прогрессом.

Инженер2010
https://www.bloomberg.com
https://aftershock.news


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: