Снести нельзя восстанавливать: что будет с заводами в Мариуполе? Роман Ковригин

Возможно я первый репортер, кто побывал здесь. Но даже если и не первый, после освобождения Мариуполя, многие мои коллеги хотели показать разрушения, эти неприступные бетонные цеха, лабиринты переходов. Они хотели показать горе людей и героизм освободителей. Заводы были лишь декорацией. Что тут производили? Кто тут работал? Что станет с ними потом? Эти вопросы тогда были не важны.

Но пришло, наконец, время и для таких вопросов. И я точно первый репортер, кто посетил Азовэлектросталь и Азовмаш не для того, чтобы рассказать вам о войне, а для того, чтобы рассказать вам о мирном будущем этих заводов.

Конечно, Азовсталь — последний оплот обороны остатков нацбатов, это вопрос отдельный. И не только потому, что разрушения там куда как более масштабные, но и по другим причинам. Не буду углубляться в эту тему, только лишь выскажу свое мнение — процесс возрождения Азовстали будет больше похож на строительство нового, чем на восстановление старого.

Азовсталь.

Но в Мариуполе есть немало других промышленных гигантов. Эти заводы тоже порядочно пострадали, но все же не так сильно как Азовсталь.

Азовэлектросталь — сталелитейный завод, который специализируется на производстве крупного, среднего и мелкого стального вагонного литья из конструкционной нелегированной стали и низколегированных сталей. Сегодня это отдельный завод, но работающий в тесной кооперации с другим мариупольским гигантом — заводом Азовмаш.

Азовмаш — некогда крупнейший машиностроительный завод Украины. Он специализируется на производстве железнодорожных вагонов, металлургического оборудования, горного оборудования, специальных машино. Участвовал завод и в производстве военной продукции, в частности бронетехники. Детали корпусов украинских БТР и сейчас все еще находятся в цехах завода.

На рабочем столе тяжелого станка лежат боковины украинских БТР. Как лежали 23 февраля 2022 года, так на том же месте и сейчас лежат.

Детали для БТР.

Оба завода очень сильно пострадали во время боевых действий. Повреждены стены цехов, кровля, оборудование, некоторые цеха разрушены практически полностью.



Но несмотря на серьезные разрушения, уже через несколько месяцев здесь планируют возобновить производство. Удивлены? Я тоже.

Знаете, я действительно горжусь, что я видел это! Уже только ради того сюда стоило приехать, чтобы лично увидеть этот великий трудовой подвиг мариупольцев.

О чем-то подобном я слышал в рассказах про трудовую доблесть советского народа, когда наши отцы и деды запускали свои заводы в эвакуации, зачастую в чистом поле, под открытым небом. Потом они же героически восстанавливали разрушенные фашистами заводы. Когда на фронтах еще грохотала война, а Красная Армия била врага, в то же время в освобожденных городах, в еще полуразрушенных цехах, казалось бы навсегда потерянных заводов, уже гудели станки и горящими брызгами разливалась сталь.

Я думал, что теперь так не бывает. Я думал разрушенные заводы Мариуполя будут восстанавливать пришлые строители: вырастет лес кранов вокруг разрушенных цехов, старые станки сдадут в металлолом, завезут новое оборудование, рабочие, кого найдут, выйдут в уже отремонтированные или заново построенные цеха. Что нет сейчас места трудовому подвигу. Не то время.

Но в Мариуполе я словно попал в то самое время великих свершений, когда героизм народа — это не пафосные слова, а повседневная реальность. Когда воодушевленная победами страна, в едином порыве, с песней на устах, с радостью в груди, принялась восстанавливать разрушенное. Так и сейчас в Мариуполе руками и лопатами, со смехом и шутками, люди восстанавливают свои собственные заводы. Сами!

Кто-то разбирает завалы и выносит мусор. Другие занимаются ремонтом и восстановлением оборудования. Многое еще можно восстановить. Проводят инвентаризацию, бережно сохраняя ту продукцию, которую не успели доделать. Ничего не разворовали, ничего не сдали на металлолом, заводы запустят, и они начнут производство ровно с той самой минуты 23 февраля 2022 года, на которой они остановились.

Теперь ему надо лишь табличку заменить, и можно передать в РЖД.

В этих формах застывшее литьё. Завод запустят, и они отправятся на грохот, потом в дробемёт, закалку и на мехобработку.

Везде продукция в разной степени готовности. Её аккуратно собрали, разложили и обязательно доделают.

Я специально несколько раз спрашивал у руководителей заводов — есть ли те, кто не хочет возвращаться на завод по идейным соображениям? Кто уехал, или просто не принял новую реальность. Никто! Нет таких! И всех ждут обратно. Чтобы никого не потерять, составлены списки, со всеми связались, всех нашли, и все готовы вернутся на родные заводы. А многие уже трудятся.

И многое уже сделано. На Азовэлектростали уже восстановили две печи, и когда подадут электричество, можно хоть завтра начать плавку.

Эта печь восстановлена. Когда дадут электричество, можно начинать плавку.

На Азовмаше идет восстановление станков, они стоят сверкая новой краской. К счастью, многое оборудование не пострадало, или пострадало незначительно.

Но некоторое оборудование сильно повреждено. Например, вот этот станок плазменной резки — это редкий пример закупленного в украинский период нового оборудования, на него упала крыша, уничтожив полностью.

И всё же работы еще очень много. Да, первую продукцию обещают выпустить уже через несколько месяцев: заработают отдельные участки, цеха, линии. Но на полное восстановление заводов потребуется несколько лет.

Два огромных станка Skoda, работали в паре, обрабатывают вдвоем одну деталь.

Японский станок из советских времен. С виду не пострадал. Еще послужит!

Дробеметная установка на Азовэлектростали, тоже свиду в хорошем состоянии, но пока нет электричества не проверить.

Что-то своими силами восстановить не получится — чтобы залатать крыши, восстановить стены, вернуть остекление, нужны все же профессиональные строители и специальная техника. Хотя, мне кажется, мариупольцы так соскучились по работе, что готовы начать производство даже с дырами в крыше и стенах. Не удивлюсь, если порой так и будет.

И давайте будем справедливы, конечно, без чуткой организации и руководства одного героизма рабочих было бы недостаточно. Людям надо кормить свои семьи, поэтому, несмотря на то, что завод не работает, им нужно платить зарплаты. Поэтому, все что тут происходит — это результат системной и слаженной работы всех причастных ветвей и ведомств, чиновников и управленцев, на всех уровнях — федеральных, региональных, городских, организовавших работу по восстановлению промышленности Мариуполя.

И там, на всех этих уровнях, совершенно четко знают, где ставить недостающую запятую в заголовке этой статьи.

Немного пророческая надпись в одном из цехов. Написана до начала СВО. Никто не стер до сих пор.

Роман Ковригин
https://sdelanounas.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: