Тюрьмы США в XX веке и сегодня: заключенные массово сходят с ума. Про Россию

Во многих странах продолжается дискуссия о том, что должно быть высшей мерой наказания: смертная казнь или пожизненное заключение. В законодательстве ряда американских  штатов присутствует и то, и другое, но есть и штаты, где смертная казнь отсутствует, осталось только пожизненное.

В 1963 году была закрыта и превращена в музей тюрьма строго режима Алькатрас, которую считали самой страшной и называли «американским замком Иф». Она располагалась на острове, что должно было исключить у заключенных саму мысль о побеге, которая у пожизненно осужденных присутствовала всегда.

Пожизненные сроки американская судебная система любила и любит. Часто это фиксированное количество лет, значительно превышающая вероятность последующего дожития. Для сравнения: в СССР при Сталине пожизненного заключения не было предусмотрено, максимальным был срок 25 лет. Но и полностью его высидеть было невозможно — не только из-за смертности в лагерях, из-за двух амнистий с интервалом всего в 13 лет. Первая — «бериевская» 1939-1940 гг., вторая, начатая еще при нахождении Берии на его посту и в составе Политбюро, охватила период с 1953 по 1959 гг., но пик ее пришелся все же на 1953 год.

В США пожизненно заключенный теоретически имел шанс выйти — если прошение о помилование, дозволенное всего несколько раз за весь пожизненный срок, будет удовлетворено. Но такой шанс ничтожно мал. Получивший фиксированный срок мог досрочно выйти не ранее пребывания в заключении 85% срока. Допустим, человек в возрасте 45 лет получает срок тоже 45. Эти 15% особой погоды не сделают, вероятность дожить до освобождения все равно минимальна, в тюрьме люди старятся быстро. К сегодняшнему дню американское законодательство в этом отношении особых изменений не претерпело.

Вот так выглядит камера в Алькатрасе:

Провинившихся заключенных переводили в «блок D», о котором немногочисленные бывшие узники Алькатраса, сумевшие вернуться на свободу, потом вспоминали с содроганием: здесь их держали при низких температурах и минимуме пищи.

Воду в душевые и краны давали только теплую — чтобы заключенные не могли закаливаться. В случае побега только закаленный человек смог бы преодолеть вплавь этот участок залива, в котором вода круглогодично холодная.

После закрытия Алькатраса в 1963 году его преемником стала тюрьма Марион, а с 1993 года и до настоящего времени — тюрьма ADX Florence, в которой для многих внешний мир исчезает навечно. О ней и пойдет речь.


Каждый заключенный содержится в отдельной камере 3,5 на 2 метра. Стены и мебель в камере (койка, стол и стул) сделаны из литого бетона. Туалет автоматически блокируется в случае закупорки, душ оснащен таймером, в раковине отсутствует кран, которым заключенный может нанести себе вред.

Из окна 1,2 на 1,2 метра видно лишь небо и часть крыши. Расположение камеры и окна сделаны с тем расчетом, чтобы запутать заключенного — не дать ему сориентироваться в тюремном пространстве. То есть он никогда не узнает, в каком крыле находится. Все это сделано для предотвращения побега и беспорядков.

Хорошим поведением можно заслужить привилегию — получить в камеру прикрученный болтами экран, напоминающий полированное зеркало, который показывает образовательные и религиозные программы. В этой обстановке заключенный находится 23 часа в сутки. В одиночестве.

Единственный, с кем общается заключенный, — охранник, который приносит ему еду. Но общением это назвать невозможно: охранник передает еду и без звука уходит.

Кстати, еда, которую доставляют заключенному в камеру, приготовлена так, что ей невозможно нанести себе вред. Это преимущественно пюреобразные блюда. Хотя раньше было иначе, но об этом чуть ниже.

Один час в сутки отводится на прогулку — строго одиночную. Заключенного, закованного в наручники и цепи, могут вывести в любой момент дня и ночи. Прогулка, если ее вообще можно назвать таковой, проходит в загоне, напоминающем бассейн без воды. Размер бассейна для прогулок невелик: можно сделать 10 шагов по диагонали или 31 шаг по кругу.

Иногда прогулка может быть заменена телефонным звонком заключенного строгому кругу лиц, в том числе адвокату. Но только если заключенный хорошо себя вел.

Постепенно заключенные сходят с ума. Несмотря на постоянный надзор, некоторым заключенным ранее удавалось покончить жизнь самоубийством.

Грабитель банков Джек Пауэрс спустя 11 лет заключения несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, оторвал себе яичко, откусил один палец и отрезал другой, а также отрезал себе уши и сумел перерезать одно из ахилловых сухожилий.

Многие заключенные кричат и лезут на стены. Другие резали себя лезвиями бритвы, осколками стекла, заточенными пишущими ручками или даже куриными костями (потому им и сменили питание).

Персонал здесь, согласно одному судебному иску, относится к такому нанесению себе увечий как к «нарушению дисциплины».

Некоторые глотали лезвия бритвы, кусачки для ногтей, теле- и радиодетали. Часть заключенных разговаривают сами с собой или с голосами, которые они слышат у себя в голове. Кто-​то размазывает фекалии по стенам или швыряется какашками в охранников. Тех, кто начинает голодовку, кормят насильно.

В тюрьмах США в три раза больше тяжело психически больных людей, чем в больницах, в Аризоне и Неваде — в десять раз. Но многие и с этим не согласны. В 2015 году адвокат и активист Брайан Стивенсон заявил в своей книге «Просто милосердие», что у более 50% заключенных в тюрьмах США были диагностированы психические заболевания. Остальные 50% — это те, кто находится в заключении недавно.

Естественно, не все американские тюрьмы строгого режима состоят только из одиночных наглухо изолированных камер, как ADX Florence. Есть и другие варианты.

Но перевод сюда при отбытии зашкаливающего срока не предотвратит наступления сумасшествия. Достаточно представить себя одним из этих людей, когда все вот это — каждый день в обозримой бесконечности. Возможно, разрушение функций мозга здесь просто происходит медленнее, чем в ADX Florence.

В тюрьмах общего режима все как-​то попроще. Но здесь и сроки поменьше.

Цепи — неотъемлемый атрибут американской тюремной системы. Все как у рабов в каменоломнях Древнего Рима.

Возможность и частота свиданий с близкими зависит от режима тюрьмы. За полный запрет свиданий мужчин-​заключенных тюрем общего режима с женами и подругами активно выступают феминистские организации США и других стран Запада. Их аргумент таков: нужно безоговорочно лишить арестантов даже самого редкого секса с женщинами, так как это повышает эффективность наказания. Но против однополого секса осужденных мужчин с сокамерниками феминистки ничего не имеют.

Насчет педерастии. На Ютубе нет в русском переводе фильма «Плохие парни» (1983) с совсем юным Шоном Пенном в главной роли, но через поиск открывается много ссылок на другие сервисы. Картина — про подростковую тюрьму, в которой несовершеннолетние заключенные имеют возможность свободно выходить из камер и перемещаться по зданию. Это и способствует гомосячьему беспределу со стороны местных бугров, которые сотрудничают с тюремной администрацией. По терминологии советских времен, это классическая «красная» или «сучья» зона. В фильме бугры не насилуют всех направо и налево (это привело бы к бунту), а выбирают единичные объекты и потом уже с них не слезают в буквальном и переносном смысле.

Теперь о смертной казни в США.

В тюрьме для смертников Сан-​Квентин осужденные ожидают исполнения приговора, там же он в исполнение и приводится.

Но смертная казнь в США постепенно уходит в прошлое, во многих штатах она и вовсе отменена, повсеместно ее вытесняет пожизненное заключение или значительно превышающий продолжительность жизни срок. То есть — доведение до сумасшествия.

В тех редких случаях, когда смертная казнь применяется, основным способом является смертельная инъекция, проводимая в два этапа. На первом вводится препарат для внутривенного наркоза, а после засыпания — два яда (миорелаксант и электролитный препарат).

Но большинство приговоренных остается ждать исполнения приговора в Сан-​Квентине и некоторых других местах на годы, а то и десятки лет — вплоть до наступления естественной кончины. Фактически это то же самое пожизненное заключение, только здесь человек живет в постоянном ожидании исполнения приговора: либо с ежедневным страхом («Только бы не сегодня!»), либо, наоборот, с надеждой («Скорее бы!») Не берусь судить, что хуже.

«Прославивший» США на весь мир в XX веке электрический стул ушел в прошлое: последний случай его применения имел место в 2020 году. Зато в прошлом веке эта практика была поставлена на поток. Так были казнены связанные с советской разведкой Этель и Юлиус Розенберги. Долгое время американцы заявляли, что это самый гуманный способ умерщвления: мощный разряд тока убивает человека мгновенно.

Но  во второй половине XX века достоянием гласности начали становиться шокирующие факты, когда по техническим причинам все происходило совсем иначе. Вместо мгновенной и безболезненной смерти… Впрочем, об этом чуть позже.

И пока во многих странах мира не утихает дискуссия о том, что все-​таки должно быть высшей мерой наказания: смертная казнь или пожизненное заключение, к такой специфической стране, как США, здесь как раз подходит известная русская поговорка: «Что в лоб, что по лбу».

Про Россию
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: