Британский кризис вступает в новую фазу. Уже сейчас многие миллионы голодают в холодных домах, а станет ещё хуже. Инженер2010

Риши Сунаку нечему радоваться, так как кризис стоимости жизни вступает в новую фазу

Инфляционный шок, возможно, ослабевает, но последствия 13 лет правления консерваторов — нет

17 декабря 2023 года

У Риши Сунака приближается конец года, а праздновать почти нечего. Из пяти приоритетов, установленных в январе премьер-​министром, четыре находятся в упадке: экономика сокращается, государственный долг снизится только в том случае, если вы поверите в фантазии о налогах и расходах канцлера Казначейства Джереми Ханта, списки ожидания приёма в Национальной службе здравоохранения остаются бесконечными, а “остановка лодок” в рамках договорённостей с Руандой одновременно демонстрирует провал и разносит консерваторов на части.

На этой неделе, однако, нас ждёт небольшое утешение: официальные данные, как ожидается, продемонстрируют очередное снижение инфляции с 4,6% в октябре до 4,4% в ноябре; без сомнения, это будет сопровождаться шквалом правительственных фанфар, приписывающих себе достижение, что обещание снизить инфляцию вдвое с более чем 10% в начале года, было выполнено. Но даже здесь у Сунака могут возникнуть проблемы.

В то время как снижение инфляции будет приветствоваться домохозяйствами и предприятиями, которых словно пропустили через машину для отжимания белья, премьер-​министру следует помнить основное правило экономики: более низкая инфляция не означает, что цены снижаются, а лишь то, что они не так быстро растут.

Приближающаяся зима со снижением температуры ведёт к тому, что многим домохозяйствам потребуется отопление, даже несмотря на то, что это удовольствие остаётся дорогим. С января счета снова вырастут, при этом предельная цена, установленная регулятором Ofgem увеличилась на 5% до среднего размера счёта за газ и электроэнергию в 1928 фунтов в год, что более чем вдвое превышает предельную цену зимы 2020-21 годов (о том, как здорово они распределили в пользу богатых это нововведение, я делал заметку раньше).

Продукты питания останутся дорогими даже после падения цен в последние месяцы на некоторые предметы первой необходимости. Масштабы проблемы таковы, что за последние два года средние цены выросли на 20%. Чтобы представить это в контексте, до пандемии Covid потребовалось целое десятилетие, чтобы достичь такого уровня роста.


Возможно, у Сунака в запасе не так уж много других положительных моментов, о которых можно сказать, но твердить о снижении инфляции, когда большинство людей по-​прежнему находятся под значительным давлением, рискует выставить премьер-​министра ещё более оторванным от реальности, чем он есть на самом деле.

По данным Фонда Джозефа Раунтри [Благотворительная организация, которая проводит и финансирует исследования, направленные на борьбу с бедностью в Британии – прим.пер.], в период с мая по октябрь около 7,3 млн семей с низким доходом остались без предметов первой необходимости, таких как теплый дом, продукты питания или туалетные принадлежности. Почти 6 миллионов человек голодают или вынуждены сокращать приемы пищи или пропускать их.

На этом фоне правительство в осеннем заявлении в прошлом месяце предоставило корпорациям налоговые льготы в размере более 11 млрд фунтов, оплаченных за счет программы жесткой экономии, которая должна начаться после следующих всеобщих выборов. “И это несмотря на то, что общественность более чем в два раза больше беспокоится о будущем работы государственных служб, чем об уровне налога на инвестиции”, — говорит Альфи Стирлинг, главный экономист благотворительной организации по борьбе с бедностью.

После нескольких лет сокращения пособий, десяти лет замедления прогресса в повышении средней заработной платы, и по мере того, как рушатся государственные службы, многие люди признают, что 13 лет правления правительств, возглавляемых консерваторами, мало что дали им хорошего. Инфляционный шок, возможно, ослабевает, но кризису стоимости жизни ещё предстоит пройти долгий путь. По данным Resolution Foundation [Британский аналитический центр левого толка, основанный в 2005 году. Заявленной целью Фонда является повышение уровня жизни семей с низким и средним доходом – прим.пер.], при нынешнем положении дел доходам домохозяйств потребуется время как минимум до 2027 года, чтобы вернуться к уровню, предшествовавшему наступлению кризиса стоимости жизни.

Пока мы готовимся к наступлению 2024 года, кризис вступает в новую фазу. На данный момент имели место три чётко различимые волны: сначала, после ослабления ковидного карантина, создавшего узкие места в глобальных цепочках поставок, пришла инфляция цен на товары. Затем началась война России против Украины, вызвавшая резкий скачок мировых цен на энергоносители, что привело к росту счетов за газ и электроэнергию в домашних хозяйствах. Затем последствия этого шока отразились на производстве продуктов питания, что привело к росту цен на продукты самыми быстрыми темпами с 1970-х годов.

Сейчас мы наблюдаем большой скачок стоимости ипотечных кредитов, во многом обусловленный повышением процентных ставок Банком Англии в ответ на инфляционный шок. В следующем году миллионы людей ожидает истечение срока действия более дешевых ипотечных кредитов с фиксированной ставкой, а ежемесячные выплаты среднестатистического домовладельца увеличатся примерно на 240 фунтов, то есть примерно на 39%. Тем временем самыми быстрыми темпами за всю историю наблюдений растут расходы на аренду.

На прошлой неделе появились первые признаки воздействия этого фактора, отражённые в ежегодном правительственном исследовании жилищного сектора Англии, показавшем, что доля ипотечных заемщиков, испытывающих трудности с выплатами, подскочила с 7% в прошлом году до 11% в этом. Более четверти частных и социальных арендаторов также испытывали трудности.

Следующая фаза ударит по некоторым группам общества сильнее, чем по другим. Resolution Foundation утверждает, что риску с большей вероятностью будут подвержены молодые люди, потому что у пожилых работников с гораздо большей вероятностью ипотека окажется полностью выплаченной.

В период с июля по октябрь этого года только у четверти людей в возрасте от 55 до 64 лет выросли расходы на жилье, по сравнению с двумя пятыми взрослых в возрасте до 55 лет.

В преддверии всеобщих выборов было бы глупо со стороны любой политической партии замалчивать эти проблемы. Рынок жилья, уже давно сложившийся в Британии, дисфункционален, и кто бы ни казался способным с наибольшей вероятностью исправить его, должен заручиться поддержкой избирателей. Но исправить его будет нелегко. Это потребует политических мер, направленных не только на увеличение предложения высококачественных частных и социальных домов для аренды и покупки, но и на устранение некоторых структурных перекосов, ввиду которых доступность жилья является такой большой проблемой, включая слабый рост заработной платы и усиление неравенства.

Проблемы стоимости жизни, с которыми сталкиваются домохозяйства, не исчезнут, если инфляция пойдет на спад. После более чем десятилетнего правления консерваторов это должно предвещать проблемы для Сунака, если избиратели примут во внимание риторический вопрос Рональда Рейгана из предвыборной кампании 1980 года в США: «Стало ли вам лучше (чем было 4 года назад)?» .

Инженер2010
https://www.theguardian.com
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: