Минутка великих.
Собирался нынче черкнуть на другую тему, но вчера в возрасте 88 лет скончался очередной титан советского периода отечественного синематографа — Юрий Соломин. Биография коего — не только пример успешного подъёма по социальной лестнице, но также и пример того, что товарищ Мараховский на днях назвал «контролем успеха».
…Контроль ущерба — это широко известная дисциплина со своими механизмами, способами и подходами.
Но не менее важной и при этом, увы, феноменально игнорируемой на практике дисциплиной должен бы быть контроль успеха.
То есть наука о том, как управляться с удачей, достижением, царским венцом и чемпионским поясом.
У меня, строго говоря, есть только рабочая версия относительно того, почему контролю успеха мало кто учится.
Согласно этой рабочей версии, сам по себе успех для человечества есть некоторая новинка. Мы слишком недавно перешли к столь сложному устройству общества, чтобы в нём появился данный феномен.
Разумеется, вожди/цари/ванака и колдуны/жрецы/шаманы с человечеством достаточно давно - возможно, со времён первых кочевых сообществ, вооружённых заострёнными палками и каменными рубилами.
Но быть шаманом и вождём в те гипотетические бесхитростные эпохи было, пожалуй, не очень-то счастливым и даже не всегда желанным занятием. Если мы заглянем в энциклопедию конца бронзового века, «Илиаду», то увидим, по сути, кучу взрослых мужиков, ежедневно рискующих жизнью и получающих травмы разной степени болезненности у чорта на рогах, пока их жёны за морем обороняют их честь и имущество (и не всегда успешно. Кстати, понятия «честь» и «имущество» в те времена были малоразличимы). Шаман живёт на отшибе, отлучён от радостей простой семейной жизни и по службе вынужден пребывать в постоянно изменённом состоянии сознания - и над ним, между прочим, тоже постоянно висит угроза казни за отступление от дисциплины.
В итоге в более-менее работающих архаических сообществах ни в жрецы, ни в цари не попадали без подготовки. До известной степени это была страховка от случайных людей - ибо архаический человек, прошедший курс молодого царя, уже никак не мог считаться случайным.
Мы же находимся в точке истории, когда царский, жреческий и чемпионский венец существует как бы отдельно от самой тушки носителя. Носитель может возникнуть, оказавшись в некое время в некоем месте с набором качеств, по стечению обстоятельств востребованных эпохой.
И он сваливается в свой счастливый момент и ловит свою синюю птицу (упитанную как каплун) за шикарный хвост, и это, собственно, именуется успехом.
После чего мир либо оставляет его наедине со статусом, на который он не учился, либо - что, быть может, ещё более жестоко - окружает его тёплым вязаным коконом и даёт возможность повторять полюбившиеся номера долго-долго, покуда они востребованы.
В первом случае мы получаем печальную традицию «детей-звёзд», из которых вырастают (не всегда, но с зашкаливающей частотой) настолько проблемные взрослые, насколько им насовали кубков, славы, миллионов и наркотиков с оргиями.
Та девчушка из «Волшебника страны Оз», тот мальчишка из «Один дома», тот мальчишка из первого эпизода «Звёздных войн», тот юнец из «Друзей».
Во втором случае мы получаем феномен «российская культур-элита после 24.02.2022».
Я, пользуясь некоторым количеством общих рукопожатий (ныне по понятным причинам разорванных), провёл в своё время ряд дотошных расспросов, центральную тему которых формулировал так:
— Мы видим людей с 5, 10, 15, 20, 30 и 40 годами успешных творческих трудов за спинами. Мы видим, как спустя год-два после их самоэвакуации и отряхивания праха родины с ног своих они испытывают трудности в диапазоне от «не, ну на жизнь пока хватает» до «непонятно, чем платить за отопление». Из этого мы можем сделать вывод, что значительная их часть в буквальном смысле не думала о том, на что они будут жить в 2026-м. О чём же думала эта значительная часть?
Медианный, так сказать, ответ можно сформулировать так:
— Они не «думали», а твёрдо знали, что это-вот-всё на несколько месяцев. Они рассказывали друг другу надёжные инсайды о том, что (санкции и конфискации и внутриэлитная грызня) снесут всё здесь к маю-июню [2022], будет переворот и они, отсидевшись на валенсийских дачах, вернутся в уже укрощённую и покорённую страну с чистыми анкетами и будут выступать себе перед новыми приказчиками территории, как в 90-х.
Замечу от себя, что данная версия доказала свою несостоятельность только временем - и мы никак не можем заявить, что она была немыслима и фантастична с самого начала. Один высокий государственный чиновник постфактум рассказывал в СМИ (впрочем, его мало кто там прочёл), что были напряжённые недели и месяцы, когда всей конкретикой отечественной экономики приходилось управлять буквально вручную - и наше счастье, что мы всегда узнаём о таких событиях сильно потом.
Так что нет, данный сценарий не был невероятен. Но данный сценарий с самого начала не был, разумеется, и безоговорочно вероятным либо несомненным (и, между прочим, он в своё время не реализовался потому, что отечественная казённая элита оказалась в значительной степени архаического типа).
Элита же культурная в значительной степени оказалась передового типа - то есть «людьми успеха» в дурном смысле.
То есть людьми, на своём долгом и интересном жизненном пути коллективно влетевшими во встречного чёрного лебедя. Когда пух и перья столкновения осели - выяснилось, что не только успешные певцы и игрецы, но также и успешные мудрецы со стопками томов и седыми бородами на обширных чревах могут быть всё теми же детьми-звёздами, «подготовленными жизнью» лишь к суровым испытаниям вида «скажи наркотикам нет» и «смени бухло на медитации».
Сказать наркотикам нет - это, конечно, хороший подвиг, но этого маловато для ношения венца. Нормальный венец - всегда тяжёл, как пушкинская шапка Мономаха. По жизни никогда не идут триумфальные титры, никто никогда не уезжает в закат. Всегда наступает следующее утро - и порой даже будничное (вот как сегодня).
…К сказанному остаётся добавить, что 2020-е несколько отличны от 1990-х в том плане, что тушки бывших увенчанных лауреатов перестали осыпаться на пол монтажной и исчезать под мётлой Великой Уборщицы.
У нас ведь теперь есть интернеты, и в них живут, чадят и фонят своим реликтовым излучением пост-успешные люди всех жанров жизни. У них, как правило, масса эмоций (гнев, обида и недоумение) и куча времени и сил на то, чтобы их выражать.
В итоге мы живём в мире, наполненном - параллельно с его актуальными событиями и непростыми вызовами - также и чем-то вроде фонового гула из-под земли. Это люди пост-успеха, улегшиеся ковром под кронами современности, не желают превращаться в полезный перегной и как умеют придают воздуху, которым мы дышим, оттенок своих миазмов.
Над ними любят смеяться, а на самом деле на них стоит смотреть как на прекрасные обучающие стенды - ту их часть, где написано, что бывает, если человек не знает правил движения и не справляется с управлением успехами.
Что тут хотелось бы.
Я как раз пару дней назад упоминал имитационную нестандартность массового отечественного кряклиата и выпавший оному шанс от этой «нестандартности» избавиться. А пример биографии Юрия Соломина наглядно демонстрирует, как выглядит человек, не пытавшийся быть «нитаковым», а просто любивший свою профессию и при этом не державший кукиша в кармане в отношении собственного Отечества, где он в этой профессии самореализовался.
Помимо многолетнего не отягощённого никакими скандалами художественного руководства Малым театром Юрий Мефодьевич и в общественном совете по изданию «Православной энциклопедии» состоял, и Ассоциацию русских драматических театров возглавлял, и в попечительский совет МГУ имени Ломоносова входил, и даже в общественный совет при Следкоме Этой Страны. Поддержав и воссоединение Крыма с Отечеством в 2014, и защиту безопасности нашей Родины в виде начала СВО в 2022.
Цельный был человек, земля ему пухом. Истинно народный артист, а не какой-нибудь глумец, поймавший на волне хайпа жирного синего каплуна успеха.
Земля пухом.
ЖЖ: ifc
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959