Нелюбимая товарищем Байденом промышленность США. Государственник

Последние свои статьи пришлось удались, ибо речь в них шла о выборах в США — а там, где обижают дедушку Джо, администрация Дзена все воспринимает, как «Язык вражды». Видимо, очень обидно за деда — Дзену осталось только выкатить подобные претензии Дональду Трампу и запретить ему печатать свои пасквили про юного и пылкого президента Америки в Дзене.

Тем не менее, события там развиваются весьма стремительно — вот уже и Рон Десантис снял свою кандидатуру в пользу Трампа. Видимо, Дзену придется таки смириться с тем, что шансы Трампа возрастают многократно — все-таки более 20 процентов Рона Десантиса добавят перчика в этот мутный компот американских выборов.

А мы продолжаем нагнетать, ибо время идет и дела у Америки все хуже и хуже, кто бы что не говорил. У автора есть понимание, что к ноябрю 2024 года клочки Демократической партии будут летать над всей Америкой, поскольку экономика — это вам не пельмени трескать, здесь нужно понимать предпосылки и процессы со всякими маркерами, факторами и критериями.

Когда еще три-четыре года назад писалось, что США утратили контроль над всеми критически важными компонентами и сырьем, это воспринималось, как некая сказка — прошло совсем немного времени и зависимость американской промышленности от заморских производителей редкоземельных элементов и даже базовых металлов стала не просто очевидной, а вопиюще очевидной.

В октябре прошлого (2023) года по всем значимым СМИ прошла информация, что Соединенные пока Штаты заключили сделку с Индонезией на поставку лития и кобальта для нужд экономики Америки. Республиканцы и часть демов в Конгрессе моментально возбудились и строго потребовали, ибо новая сделка давала индонезийским производителям металлов в полной мере пользоваться преимуществами закона о защите конкуренции IRA, получая кучу субсидий и субвенций со скидками из кармана американского налогоплательщика — так что прошло совсем немного времени и сделка тихо скончалась, так и не начавшись. Индонезия пролетела, как фанерный лист над Капитолием.

Иными словами, закон Джо Байдена от 2022 года позволял туземцам получать серьезнейшее преимущество в сфере производства электромобилей — а это, в свою очередь, говорило о том, что администрация Белого дома похоронила предвыборную программу «Стройте американское, покупайте американское» Джозефа Робинеттовича-младшего. Кому интересно — ссылочка на сам Белый дом и его программные документы.

Причина отказа Индонезии была выбрана великолепно и точечно: дескать, там отсутствуют условия для безопасного труда, поэтому Америка как-нибудь да проживет без индонезийских лития и кобальта. Плюс в Индонезии негодные экологические стандарты и сама Индонезия находится под сильным тлетворным влиянием китайских инвесторов — а это для Конгресса США недопустимо.

Тем не менее, Белый дом не успокоился, ибо литий и кобальт нужны не только для электроповозок, а вообще для любых аккумуляторов, в том числе и в ВПК; поэтому в последнее время появились сообщения о подобных переговорах с Евросоюзом, Британией и Японией. Уж эти-то точно с китайцами не васт-вась, так что в случае чего их легко можно будет призвать к ответу.

Беда в другом. Нужных редкоземов и металлов нет ни в одном из указанных мест и стран — а это значит, что США будут покупать все те же индонезийские металлы, только через прокладки в виде «дружественных» стран и режимов. И не только индонезийские, так как монополия на редкоземы сами знаете у кого, а связываться с Пекином напрямую не позволяет геополитическая гордость. Все-таки враги, не хухры-мухры.

И вот тут уместны некие отвлеченные, но важные рассуждения.

Адепты Запада (и США, в частности) упрекают власти России в том, что Америка, мол, плотно занимается своими рынками, а Россия пустила частный сектор на самотек. Во-первых, у нас совершенно разная структура экономики — в США во главе угла стоит частное предпринимательство, в России — госкапитализм. Обе модели имеют как свои плюсы, так и минусы: в США развито технологическое прикладное развитие, в России — фундаментальные науки, а на длинном цикле развития вторая модель куда эффективнее первой, достаточно посмотреть на тот же Росатом или на Росатомфлот.


Во-вторых, адепты США указывают на высокую занятость населения Америки в экономике. Да, это так, если не обращать внимания на нюансы, а они очень важны: мало кто знает, что в обещаниях Трампа увеличить количество рабочих мест на 25 млн (и аналогичных обещаниях Байдена) речь идет об увеличении именно бюджетных мест. То есть речь о рабочих местах, которые оплачиваются за счет налогоплательщиков и бюджета — а это дополнительные большие траты бюджета, который и без этого в полуобморочном состоянии.

В-третьих, за время правления Байдена произошла крайне неприятная и крайне знаковая перемена: впервые доходы бюджета США сравнялись с ростом долгов США. А это значит, что фактически экономика кормится «с колес», с эмиссии ФРС в экономику Соединенных пока Штатов. Это чисто социалистический принцип и теперь главное, чтобы американская версия социализма не переросла в такую же версию американского военного коммунизма — а это вполне себе может случиться прямо на наших глазах.

Ну и в-четвертых. Это уже не об экономике, вернее — не совсем об экономике. Это о восприятии происходящего самими американцами. Впервые в истории США бывший президент подвергается гонениям, а нынешний замазан по уши в коррупционных схемах с Украиной и Китаем. Нужно знать психологию жителей США, чтобы понимать, что вот именно так воспринимаются ими банановые республики, в которых запредельный уровень коррупции и безжалостное отношение к врагам и конкурентам по политической борьбе; так что разговоры о латиноамериканизации внутренней политики США имеют под собой весьма прочное основание.

Так вот, возвращаясь к нашим баранам. На то, что Джо Байден очень сильно уж не любит американскую горнодобывающую промышленность, указывалось еще до выборов 2020 года — теперь же эта нелюбовь получила достаточно четкие и серьезные подтверждения.

Последствия подхода «зачем производить свое, если можно купить?» сработали не только для России — для американской экономики этот подход оказался куда печальнее и больнее, чем кто-либо мог себе представить. Нет, автор не хоронит экономику США, автор всего лишь указывает на перекосы в ней — если вы сорок лет подряд развиваете сектор финансовых услуг в ущерб реальной экономике, то кто вам тогда патологоанатом?

Закрытие нефтепровода Keystone XL сразу же после избрания было лишь первым тревожным звоночком и многие тогда считали, что это дань нового президента экологическому безумию в США — оказалось, что показалось, что это не следование моде, а вполне себе осознанная политика в постиндустриальном стиле управления. Сорок лет назад США были нетто-экспортером алюминия, цинка и меди; сегодня они превратились в нетто-импортера этих металлов, ибо добывать и перерабатывать их в самих США слишком дорого, накладно и грязно для сияющей в горних высях экономики.

Беда еще и в том, что в самой Америке месторождения этих ресурсов истощены и поэтому приходится применять технологические улучшения процессов добычи и переработки — тем не менее, производство остается на четверть менее эффективным, чем в 2005-2006 годах. Передача добычи и переработки базового сырья на аутсорсинг другим странам — дело нужное, но чреватое. Так, глядишь, всякие Китаи с Индонезиями и прочими Нигериями и расцветают — а если еще и внедрить в эти страны крамольную мысль о несправедливом распределении богатств, то сами последствия могут быть очень любопытными с точки зрения будущего распределения ресурсов по планете.

В 2022 году Индонезия была самым быстрорастущим рынком добычи никеля на Земле. Данных за 2023 год пока нет, но вряд ли что-то изменилось — при этом речь не только о том, что в Индонезии самые большие запасы этого металла, но и о том, что там больше всего заводов по производству никеля.

Если же взглянуть на рейтинг стран по запасам, то в списке после Индонезии идут Австралия и Бразилия, Россия находится на четвертом месте. Америка же, с запасами никеля менее чем 100 тысяч тонн, в рейтинг даже не входит. На пятом месте Куба (6% мировых запасов), на шестом — Филиппины.

Если же взглянуть на девятку лидеров по производству никеля, то там места распределяются так: Индонезия (1 млн метрических тонн в год), Филиппины (420 тысяч тонн), Россия (272 тысячи тонн и сопутствующее производство палладия, платины и меди — это все из одного месторождения), Новая Каледония (190 тысяч тонн) и Австралия (180 тысяч тонн).
Америка в этом рейтинге на девятом месте с производством 18 тысяч тонн никеля в год — при этом потребность в никеле составляет не менее 25% всего производимого никеля в год, что создает неиллюзорные проблемы для реального сектора экономики. При этом важно понимать, что рынок никеля тоже разный — если по производству первичного (низкосортного) металла «Норникель» на 4 месте в мире, то по производству высококачественного — на первом, 17 тысяч тонн в год.

Впрочем, у Китая дела не лучше американских — при производстве 120 тысяч метрических тонн никеля в год, потребление Китая достигает 60% от мирового производства. А никеля в 2022 году было произведено 94 млн метрических тонн, так что можете оценить размеры запросов самостоятельно — правда, у китайцев контрольные доли в крупнейших никелевых рудниках Латинской Америки, Африки и Азии.

И здесь речь только о никеле, в виде показательного примера — в редкоземах разрыв между собственным производством и потребностями в несколько сотен раз выше. Да, у США есть планы развернуть добычу на своей территории, в стране кенгуру и во Вьетнаме, но это в любом случае произойдет не ранее 2027 года, причем его второй половины — но ведь мало добыть, нужно переработать добытое в материалы нужного качества и чистоты, а с этим дела совершенно не идут. Во всяком случае, пока.

И вот теперь дедушку Джо упрекают за то, что вместо роста добычи металлов и прочих нужных ресурсов он использует тактику групп активистов экологов с их принципом «пусть шахты сначала докажут, что могут делать это» без ущерба для экологии США — в итоге вместо добычи Америка имеет экологических безумцев, которые и определяют горнодобывающую политику пока еще Белого дома.

Хотя, судя по трейлеру фильма «Падение империи» (он же «Гражданская война») белым Белому дому оставаться недолго — в конце концов, объединенные силы Техаса и Флориды (это в фильме так) превратят его в обугленный обмылок. Да и поделом, честно говоря.

И это мы говорим только о горнодобывающей промышленности. Реальный сектор экономики состоит далеко не только из добычи и переработки — а как на самом деле обстоят дела в высокотехнологичных производственных компаниях, можно узнать из двух последних случаев с Боингом.

Государственник
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: