Покупка и модернизация турецких Ф-16 вновь отложена. США опять дают мастер-класс, как кинуть незадачливого союзника и удушить конкурента. Дневники Зеленого края

Не успела Турция порадоваться новости о разрешении на продажу ей новой модификации, как США выставили Анкаре новое, по-настоящему хамское условие. Фото Дефенс Ток.

В декабре 2022 года исполнительный директор французской фирмы «Дассо Авиасьон» (истребители Рафаль Дассо) мсье Эрик Траппье, одним из первых разъяснил европейским коллегам суть новой угрозы авиационной отрасли Старого Света. Точнее, её военной составляющей. Эта огромная проблема, грозившая самолётным фирмам Европейского Союза полным разорением и потерей технологических и производственных компетенций, называлась «синдром Ф-35». Тогда Германия, главный инвестор ЕС в разработку собственных истребителей и бомбардировщиков нового поколения, неожиданно для всех приобрела крупную партию многофункциональных «стелс»-самолётов F-35 Lightning II. До той поры немецкие военные об этом даже слушать не желали. Причем, Берлин приобрел «стелсы» по цене, за которую можно было бы создать собственный аппарат, как это сейчас пытается делать никогда не имевшая такого опыта Турция. Каждая «Молния-2» обошлась германскому налогоплательщику в 330 млн долларов. И в эту сумму не входили обслуживание, расходные материалы и необходимое оружие. Отказ от собственных амбиций в производстве истребителей грозит Германии тотальной технологической зависимостью от США. Это и есть главный итог «синдрома Ф-35». Когда страны, когда-то умевшие сами делать хорошие самолёты, вовлекаются в американскую программу и уже не могут создать ничего путного самостоятельно.

Американский Ф-35 на летной палубе британского авианосца. Британский флот, связавший себя обязательствами на покупку «Молний-2» вынужден брать их в аренду у союзника из-за задержек в поставках их собственных самолётов. Фото Royal Navy.

Собственно, и у Франции дела обстоят немногим лучше. Им удалось продвинуть свой «Рафаль», во многом, за счёт ухода с рынка российских производителей. Но ни пятого, ни похоже, шестого поколения они создать уже не в состоянии. Для этого нужны сотни миллиардов евро и кооперация с другими странами с развитым авиастроением. Но Великобритания, а теперь и Германия, с подачи мегалояльных Вашингтону властей, сделали проамериканский выбор. И их военные бюджеты, скорее всего, уйдут на обслуживание Ф-35, который, несмотря на произведенные тысячу единиц, так и продолжает оставаться «невидимкой» по части боевого применения. Сейчас, когда авиация НАТО, США и Израиля воюет почти в ежедневном режиме, это как-то особенно заметно. На слуху «шершни» Ф-18, «боевые соколы» Ф-16, ракетоносцы В-1В и даже мало до этого воевавшие «Еврофайтеры Тайфун», но никак не «Молнии-2». А между прочим, эта «новинка» уже 12 лет состоит на вооружение ВВС США, а первому полёту в следующем году исполнится два десятилетия. Но пожалуй, самое забавное, что «синдром Ф-35», в виде немыслимых трат на обслуживание готовых машин, отбирающих безумные деньги у других военных программ, касается даже тех стран, которые волей или неволей от программы Ф-35 отказались.

Восемь турецких Ф-35 красиво презентовали только для того, чтобы у турок их отнять. Но даже за недополученные самолёты Турция продолжает платить. Фото Локхид Мартин.

Как многие уже наверное слышали, хитроумный турецкий президент Эрдоган не так давно всё же пробил историю с модернизацией своего огромного парка Ф-16 и покупкой новых самолётов этой марки, продвинутых до модификации «Блок 70». Для этого руководству Турции понадобилось дать добро на приём в НАТО Швеции и сделать ещё несколько непопулярных в стране шагов. Но в итоге, вроде всё срослось. И теперь Анкаре осталось выполнить два небольших условия. Первое, дать письменное обещание, что Ф-16 не будут применять против заклятых «союзников» по НАТО греков. И второе, закрыть долги по теме Ф-35. Турок, как известно, американцы из программы Ф-35 с помпой выкинули, за покупку российских ЗРК С-400 «Триумф». Заодно, присвоив миллиард долларов, вложенный в разработку этого чудо-стелса. Сделали они это на том основании, что восемь экземпляров «Молнии-2» с турецкими звездой и полумесяцем в качестве опознавательных знаков, были уже построены.

Самолёт-призрак. Опознавательные знаки Турции он несёт, но турки их никогда не порлучат. Фото Haber 7.

Самолёты законсервировали и поместили в комфортабельные ангары, до тех пор, пока хитрый «султан» либо не одумается, либо в сердцах вовсе не откажется от программы, а стало быть и от денег, а «стелсы» можно будет продать по второму разу. И теперь, внимание! Американские партнёры не торопятся начинать модернизацию Ф-16, пока турки не оплатят обслуживание и стоянку «своих» Ф-35 с того самого момента когда США их со «стелсами», попросту говоря, кинули. Набежало там всего каких-то 400 миллионов, плюс штраф за то, что турецкие фирмы, производившие для Ф-35 некоторые узлы и детали, в 2019 году по приказу турецкого президента из производственной цепочки самоустранились. И думается, что пока Анкара это хамское требование не выполнит, не видать «другу Реджепу» обновленных «боевых соколов», как своих ушей.

В июне 2021 года известный британский публицист и военный эксперт Эндрю Кокбёрн назвал британских и европейских руководителей «леммингами, добровольно идущими в кабальное технологическое рабство». Так он их припечатал за массовые контракты на Ф-35, заключенные фактически всеми значимыми странами Европы, вопреки интересам собственных производителей. А теперь оказывается, что «проклятие» или «синдром Ф-35» распространяется даже на те страны которые из программы волей или неволей вышли. России это касается мало, кроме разве что случая, если Эрдоган вдруг сойдет с ума и решится передать комплекс С-400 в Восточную Европу. Но смотреть на такие аферы со стороны — просто одно удовольствие.

Дневники Зеленого края
https://dzen.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: