Эволюция образа рептилоидов в массовом сознании. Telemax

Из седой древности до нас дошли мифы и легенды о разумных существах, богах или полубогах со змеиной или драконьей внешностью.

Общие черты рептилоидов в преданиях разных народов:

  • принадлежность водоемам или подземному миру;
  • мудрость и знания;
  • власть над сокровищами;

В некоторых случаях добавлялось умение превращаться в человека, чаще всего — очень красивого.

Интересно, что несмотря на инстинктивный страх перед пресмыкающимися, часто змеелюди изображались благосклонными.

Например, индийские наги и лу (их буддийские аналоги) часто выступали учителями и наставниками. Мудреца Патанджали, который во многом заложил основы индийской лингвистики и философии, изображают в виде нага (но рассказывают сказки про кундалини, ага). Фу Си, первого императора Китая, так же изображают наполовину драконом.

Во многих культах Змей являлся одним из высших, главных богов с функцией власти и основы равновесия. Также к функции равновесия, цикличности и бесконечности времени можно отнести всемирно распространённый символ уробороса.

Индийский Шеша — основа мироздания. Египетская богиня-​кобра Уаджет — покровительница власти фараона и изображена на короне правителя. В Южной Америке Кецалькоатль — пернатый змей-​дракон и, вероятно, историческая личность, давшая толчок развитию науки и культуры ацтеков. В религии вуду Дамбала, Великий Змей — начало и конец всех вещей, создатель всего живого. В китайской мифологии Нюйва (жена уже упомянутого Фу Си) — ни много ни мало — создательница человечества и избавительница мира от потопа.

Интересно, что в древнегреческой мифологии огромный змей Офион, царь гигантов был врагом Кроноса и правил на Олимпе задолго до прихода туда Зевса и компании.

Отдельный пласт древних мифов — борьба первых богов или великих героев со змеем или драконом, олицетворяющим первозданный Хаос (Мардук vs Тиамат, Ра vs Апоп, Зевс vs Тифон, Индра vs Вритра, etc.).

Может показаться, что цивилизации Средиземноморья и Двуречья показывают несколько более негативное отношение к змеебогам, чем другие части мира.

Европейское Средневековье продолжает моду на змееборчество.

Во многих легендах разумный дракон живёт в пещере или собственном замке (!), прячет сокровища, похищает девушек и на зависть окружающим предается прочим нехорошим излишествам.

Храбрый рыцарь не может этого так оставить и бросается в бой с гадиной, чтобы освободить сокровища девушек и захватить девушек сокровища.

При этом, в народных и псевдонародных сказках рептилоиды вполне взаимодействуют с обычными людьми, иногда заключают браки и рожают общих детей, дают задания и загадывают загадки. Например, Хозяйка Медной горы вполне обладает всеми обозначенными в начале статьи характерными чертами змеелюдей или представителей мифического народа наг. В некоторой мере то же самое можно сказать про Царевну-​Лягушку.

Зачастую, борьба со Змеем является частью эсхатологических мифов. Например, Тор-​Громовержец и Ёрмунганд должны уничтожить друг друга во время Рагнарёка.


В христианстве (и других иудаических авраамических религиях) отношение к рептилиям и драконам резко отрицательное. В некоторых апокрифах змеиное естество даже приписывалось Лилит, первой жене Адама.

Кстати, мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению.

Новое время ничего особо нового к образу рептилоидов не добавило (лишь попытки рационализации, научного подхода и развитие концепции динозавров для объяснения находок рептильных костей во время различных раскопок), а вот ХХ век можно считать Ренессансом мифологии змеелюдей.

В 1920х Роберт Говард, литературный отец Соломона Кейна, Кулла и, конечно, Конана-​варвара (да, Конана создали сто лет назад) описал хитроумных злобных рептилоидов, способных менять внешность и влиять на сознание людей.

В рассказе «Королевство теней» змеелюди являются расой, правившей миром ещё до появления человека. После того, как обезьяны эволюционировали в людей, между последними и змеелюдьми началась конкурентная борьба переросшая в войну за выживание, победителем из которой вышел человек. Так люди стали хозяевами планеты, думая что род Змея сгинул. Однако, как оказалось, разумные змеи ушли в подполье, постепенно наращивая влияние на власть людей. Делали они это при помощи своих приспешников из числа людей, а также магии иллюзий, при помощи которой могли принимать облик людей.

До этого были, конечно, Э. Р. Берроуз (литературный отец Тарзана и Джона Картера) с рептилоидами-​махарами из «В ядре Земли» и Лавкрафт с его полубезумными мифами, но змеелюди Говарда — это канон )

Во второй половине ХХ века первенство в развитии Темы принадлежит Дэвиду Айку с его проработанной теорией заговора рептилоидов, в которой развиваются идеи тайного управления змеелюдьми человечеством.

По мнению Айка, на Землю рептилоиды прибыли со звезды Тубан (альфа Дракона). Они якобы живут на Земле тысячи лет, находясь здесь ещё со времён древнешумерской цивилизации. Подтверждением этой точки зрения, по его мнению, являются некоторые персонажи шумеро-​аккадской мифологии, наги из древнеиндийской мифологии, драконы из китайской мифологии и змееподобные существа из легенд майя

По словам Дэвида Айка, «Вавилонское братство» — это тайная организация, созданная рептилоидами с целью централизовать их власть на Земле. Эта организация якобы управляла миром на протяжении всей истории человечества, включая в себя всех влиятельных людей: политиков, монархов, бизнесменов и журналистов. Отличительными чертами их и связанных с ними политиков якобы являются отсутствие моральных норм, стремление к господству, расизм, фашизм и увлечение древними ритуалами.

Штаб-​квартира этой организации якобы всегда находилась в том месте, откуда легче всего было контролировать весь известный мир; сначала это был Шумер, затем в разное время Египет, Рим и Париж. Айк считает, что в настоящее время «Вавилонское братство» базируется в Лондоне.

Таким образом, рептилоиды проникли в массовую культуру, городские легенды и заполонили эти ваши Интернеты в XXI веке.

Детали различных теорий могут различаться:

  • некоторые считают, что рептилоиды были намного выше людей (как раз под высоту дверей в некоторых старых зданиях) и сошли с подмостков сцены лишь несколько веков назад;
  • другие полагают, что рептилоиды спрятались в подземелья из-за резкого похолодания климата в прошлом;
  • третьи рассказывают о том, что Земля принадлежала рептилоидам, а люди — захватчики на планете),

но общая часть про проникновение во власть, тайное управление и направление развития человеческого развития и знания намного превосходящие людей — сохраняются.

Итак, образ рептилоидов в ХХ веке вернулся к концептам седой древности:

рептилоиды рядом, они мудры, могущественны и управляют людьми.

Уроборос укусил себя за хвост.

В качестве бонуса в этом контексте интересны два самых популярных произведения массовой культуры начала ХХI века.

Во-​первых, конечно, «Гарри Поттер» — с факультетом Слизерин и Темным Лордом (Кого-​Нельзя-Называть), тесно связанными с рептилиями. Характерные черты: нелюбовь к маглам т.е обычным людям, вплоть до концепции расовой чистоты; холодное высокомерие; подземелья и богатство; хитроумие. По сути, поклонники змей служат одним из основных двигателей сюжета произведения.

Во-​вторых, конечно, «Игра Престолов». Проблемы и раздрай в Семи Королевствах начинаются с падения династии Таргариенов, которые правили Вестеросом на протяжении трехсот лет. Основа их силы и власти — управление практически непобедимыми драконами. По преданиям, могучие ящеры подчинялись Таргариенам, потому что в их венах тоже текла драконья кровь (которую те старались не расплескать и усиленно вступали в близкородственные браки, женились на родных сестрах и выходили замуж за братьев), а часть детей у Таргариенов рождались полурептилиями.

Семья Таргариенов пришла на континент Вестерос, где происходит основное действие «Игры Престолов», из таинственной Валирии.

Это государство (с республиканской формой правления) выросло вокруг Четырнадцати Огней — цепи исполинских вулканических гор, испещренных шахтами для добычи металлов и, конечно, золота. В недрах Четырнадцати Огней живут огненные черви — бескрылые создания, не боящиеся жара и умеющие выдыхать пламя, а в шахтах работают мириады рабов.

Аристократия Валирии — 40 знатных семей патрициев драконьих всадников — за счет власти над боевыми ящерами обеспечили расширение республики на огромную территорию, постоянно захватывая всё новые земли и рабов для добычи ископаемых в шахтах Четырнадцати Огней.

А потом в один день Валирия погибла в огне.

Неведомой силой были сожжены и прекрасные дворцы, и богатые города, и все люди, и даже (!) драконы.

Через сотни лет после гибели Валирии её земли остаются смертельно опасными. Все, кто пытался проникнуть внутрь этих территорий в поисках богатств или могущественных валирийских артефактов, погибали. Те, кто успевал вернуться, нес на теле ужасные раны и вскоре неминуемо умирал.

По основной версии Валирия погибла от одновременного извержения всех вулканов Четырнадцати Огней.

Всякая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Если направить на рассказанное линзу научного взгляда, то история Валирии выглядит так:

  • некая крайне продвинутая по местным меркам группа ученых\магов скрестила огненных червей (не боятся жара и выдыхают пламя) с вивернами (умеют летать) и получила ультимативное оружие — драконов;
  • для контроля над драконами избранной узкой группе людей (40 семей) внедрили кровь этих ящеров;
  • драконьи всадники обеспечили силу, рост и могущество государства;
  • но внезапно некой силой все было уничтожено в огне (в том числе и небоящиеся жара драконы);
  • территория оказалась на многие сотни лет смертельно токсична для всего живого.

Т.е. всё это здорово напоминает генетические эксперименты, ядерную войну и заражение радиацией.

Такие дела.

После падения династии драконо-​людей в королевстве началась борьба за Железный Трон, в которую включились и оставшиеся потомки Таргариенов с валирийской кровью разной степени чистоты. Войны. Неурожай. Болезни.

А впереди стремительно приближается Зима длинной несколько лет…

А из-за Стены наступают орды зомби Белых Ходоков…

Если войны между королевствами не прекратятся, то люди не успеют подготовиться к Зиме и погибнут.

Если враждующие не объединятся против общего врага, то Белые Ходоки всех уничтожат…

Таким образом, Таргариены укладываются в канонический образ: рептилоиды, обладающие силой, богатством, знаниями и властью. А свержение законных (по праву рождения) королей грозит Вестеросу концом света.

Авторы «Игры Престолов» как бы говорят погрязшим в разборках и дрязгах людям: опомнитесь, пока не поздно! хватит дурачиться! верните законных правителей и объединитесь под их властью!

Ведь Зима…

Зима — близко.

Telemax
https://aftershock.news


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: