Протесты фермеров в Европе и тупик неолиберализма. Topmember

Отказ от мер по защите окружающей среды не решит сельскохозяйственный кризис в Европе.

26 февраля Всемирная торговая организация (ВТО) проведет свою 13-ю министерскую конференцию в Абу-​Даби. Хотя мало кто увидит связь между происходящим на этом саммите и тяжелым положением обедневших фермеров по всему миру, между ними действительно существует прямая и очевидная связь.

В этот день мы, члены Европейской координации Via Campesina (ECVC), международной организации, представляющей интересы мелких фермеров в 21 европейской стране, будем протестовать против неолиберальной политики в сельском хозяйстве, которую ВТО продвигает уже несколько десятилетий и которая привела к систематическому обнищанию фермеров.

Об этом трагическом положении дел свидетельствуют непрекращающиеся протесты фермеров, которые с января выходят на улицы, блокируют автострады и логистические платформы по всей Европе.

Это люди, которые производят продукты питания в Европе — традиционные или органические, в малых или средних масштабах. Их объединяет общая реальность: Они сыты по горло тем, что проводят свою жизнь в непрерывном труде, никогда не получая при этом достойного дохода.

Мы достигли этого момента после десятилетий неолиберальной сельскохозяйственной политики и соглашений о свободной торговле. Производственные затраты в последние годы неуклонно росли, в то время как цены, выплачиваемые фермерам, оставались на прежнем уровне или даже падали.

Столкнувшись с такой ситуацией, фермеры стали применять различные экономические стратегии. Некоторые пытались увеличить производство, чтобы компенсировать падение цен: Они покупали больше земли, вкладывали деньги в технику, брали на себя много долгов, и их рабочая нагрузка значительно возросла. Стресс и снижение доходов вызвали сильное разочарование.

Другие фермеры в поисках более выгодных цен на свою продукцию перешли на органическое земледелие и короткие каналы сбыта. Но для многих эти рынки рухнули после пандемии COVID-​19.

Всё это время, благодаря слияниям и спекуляциям, крупные агропромышленные группы становились все больше и сильнее, оказывая все большее давление на цены и методы работы фермеров.

ECVC активно участвовала в мобилизации фермеров в Европе. Наши члены также сильно пострадали от сокращения доходов и стресса, связанного с высоким уровнем задолженности, и чрезмерной рабочей нагрузки.

Мы ясно видим, что принятие Европейским Союзом продвигаемой ВТО политики дерегулирования сельскохозяйственных рынков в пользу крупного агробизнеса и разрушительной международной конкуренции являются прямой причиной нашего бедственного положения.


С 1980-х годов были ликвидированы различные нормативные акты, обеспечивавшие справедливые цены для европейских фермеров. ЕС сделал ставку на соглашения о свободной торговле, которые поставили всех фермеров мира в условия конкуренции друг с другом, побуждая их производить продукцию по минимально возможным ценам за счёт [снижения] собственных доходов и растущих долгов.

Однако в последние годы ЕС объявил о своем намерении перейти к более устойчивой модели сельского хозяйства, в частности, в рамках стратегии «От фермы до вилки», которая является сельскохозяйственным компонентом «Зеленой сделки».

Фермерские организации приветствовали это стремление, но мы также подчеркнули, что устойчивость европейского сельского хозяйства не может быть повышена без отхода от логики международной конкурентоспособности.

Экологическое производство приносит огромную пользу для здоровья людей и планеты, но обходится фермерам дороже, поэтому для достижения агроэкологического перехода необходимо защитить сельскохозяйственные рынки. К сожалению, нас не услышали.

Поэтому перед европейскими фермерами была поставлена невыполнимая задача: обеспечить агроэкологический переход и при этом производить продукцию по минимально возможной цене. В результате различия между фермерскими организациями явно всплыли на поверхность.

С одной стороны, крупные фермеры и организации агробизнеса, связанные с Copa-​Cogeca, хотят сохранить неолиберальную ориентацию и поэтому потребовали отмены экологических мер, предусмотренных в «Зеленом курсе» ЕС.

С другой стороны, ECVC и другие организации подтверждают, что экологический и климатический кризисы реальны и серьезны и что жизненно важно обеспечить себя средствами для борьбы с ними, чтобы обеспечить продовольственный суверенитет на ближайшие десятилетия. Мы считаем, что необходимо бросить вызов неолиберальной системе, а не экологическому регулированию.

В частности, мы осуждаем соглашения о свободной торговле, которые ЕС заключает с различными странами и регионами. Одним из них является соглашение, заключенное со странами Mercosur (Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай). Окончательный текст был подготовлен в 2019 году, но до сих пор не подписан и не ратифицирован ни одной из сторон. Если он вступит в силу, это станет катастрофой для европейских животноводов, поскольку приведет к увеличению импорта мяса и других продуктов из стран Mercosur. Это может привести к снижению цен, что окажет еще большее экономическое давление на и без того испытывающих трудности европейских животноводов.

Кроме того, сделка может привести к импорту продуктов, не отвечающих тем же строгим стандартам безопасности пищевых продуктов и экологической устойчивости, которые приняты в ЕС.

Хотя мы не против международной торговли сельскохозяйственной продукцией, мы выступаем за то, чтобы торговля была основана на продовольственном суверенитете. Это означает разрешение импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции, но при условии, что это не наносит ущерба местному производству продовольствия и средствам существованя мелких производителей продуктов питания.

Вместо того чтобы защитить своих фермеров и помочь им перейти к агроэкологии, ЕС решил удовлетворить требования крупных фермеров и организаций агробизнеса, отменив одно из ключевых положений «Зелёного курса»: сокращение использования пестицидов вдвое к 2030 году.

Некоторые европейские страны также решили справиться с этим кризисом путем отмены экологических мер при сохранении неолиберальной политики.

Франция, например, приостановила реализацию плана по сокращению использования пестицидов Ecophyto, в то время как Германия отменила свой план по отмене налоговых льгот для сельскохозяйственной техники и смягчила законодательство об отмене субсидий на дизельное топливо для внедорожной техники.

Отмена экологических норм — очень рискованный выбор, поскольку это не поможет окончательно решить важную проблему сокращения доходов фермеров. Поэтому мы можем быть уверены, что протесты фермеров будут продолжать нарастать в ближайшие годы.

Все это происходит в то время, когда ультраправые набирают силу по всему миру. Вместо того чтобы решать проблемы, обеспечивая лучшее распределение доходов, ультраправые назначают козлами отпущения меньшинства (мигрантов, женщин, ЛГБТК и т. д.) и усиливают жестокие репрессии против народных движений.

В Нидерландах гнев фермеров был использован правой партией «Движение фермеров и граждан» (ВВВ), которая использовала антисистемную и антиэкологическую риторику, чтобы получить больше голосов. В результате ВВВ добилась значительных успехов на провинциальных и национальных выборах, увеличив количество своих мест в парламенте с одного до семи.

Учитывая непоследовательную реакцию ЕС на протесты фермеров, существует реальный риск, что эта тенденция сохранится и на выборах в Европарламент в июне.

Фермерские союзы, входящие в ECVC, считают, что реальные решения для европейских фермеров — это политика регулирования рынков и поощрения продовольственного суверенитета в сотрудничестве со странами Юга.

В то время, когда доходы капитала растут, мы, фермеры, вместе с профсоюзами рабочих и климатическим движением требуем справедливого дохода для всех работников и последовательной политики в ответ на глобальную климатическую катастрофу.

Морган Оди, Винсент Делобель, Topmember
https://www.aljazeera.com
http://newsstreet.ru
https://aftershock.news

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: