А хотите, дети, в Африке гулять? Государственник

Ну и к теме — и, прежде чем мы к ней перейдем, небольшой экскурс в события с начала марта. Всего 8 дней прошло, а как все поменялось.

Давно мы не были в моих любимых краях, поэтому все дружно отправляемся в Африку — события там более чем показательны, есть о чем порассуждать.

Итак, на днях глава МИД Судана Али ас-Садик Али подтвердил, что его страна не возражает против создания российской военно-морской базы — и произошло это практически сразу после визита премьер-министра Йемена в Москву:

«У нас нет никаких принципиальных возражений против соглашений, достигнутых при предыдущих правительствах, поскольку это обязательство государства,» — добавил он в кулуарах Дипломатического форума в Анталье.

Понять министра нужно и можно — как только Йемен предложил создать базу для российского флота на берегу Индийского океана, самое время напомнить о предложении Судана. Правда, суданцы долго вертели хвостом, выдвигая то одни, то другие требования; стоило появиться альтернативе, как требования куда-то исчезли, причем очень быстро.

Стоит отметить, что официальное присутствие России для этих двух стран — это не только прибыль, но и гарантии безопасности, Башар Асад не даст соврать. Любые официальные российские структуры для таких стран — это социальная пирамида, выстраивающаяся вокруг. Питание, отели, детские сады, школы и университеты: Россия весьма любопытный агрессор — нападет и давай строить дороги, библиотеки и театры.

Мало того, ас-Садик отметил вот что:

«Между нашим и российским руководством существует связь и координация, и мы хотим добиться визита в ближайшее время на уровне глав государств или министров иностранных дел», — добавил он.

Если долго-долго вертеть хвостом, выбирая себе союзников, в итоге можно остаться одному — похоже, в Судане это наконец-то поняли и стали действовать с откровенной прямотой. Поедет ли туда Лавров, пока неизвестно — но вот что уже точно понятно, сплетни об избыточной востребованности главы МИД России в Африке оказались совсем не сплетнями. Даже удивительно, насколько это уже не сплетни.

Кроме базы, ас-Садик пообещал приоритет российских компаний в масштабном восстановлении страны после внутреннего конфликта — как видим, умасливать Лаврова становится все сложнее. У Сергея Викторовича выбор вариантов просто дух захватывает — а вскоре на Западе начнут писать и стонать, что Россия порабощает несчастную Африку своими ценностями в виде образования, науки, работы и медицины. А еще и АЭС строит, совсем Путин распоясался.

Вторая новость примерно из тех же мест, только чуть севернее. Полагаю, что многие знают, что Россия строит свой промышленный район у Суэцкого канала — и вот от египетских друзей поступило предложение расширить присутствие в этой части Африки.

Россия получила предложение Египта о создании логистическо-распределительного центра пшеницы в зоне Суэцкого канала, сообщило Министерство снабжения и внутренней торговли Египта.

Ведомство уже провело несколько встреч с Россией по данному вопросу. Создание такого центра планируется с целью хранения и распределения российской пшеницы в соседние с Египтом страны. В настоящий момент министерство ждет ответа российской стороны, которая изучает данный проект.

Египет занимает первое место по импорту пшеницы, объем которого составляет около 12 млн тонн в год, причем на долю России приходится порядка 80% этих поставок. Каир стремится сделать зону Суэцкого канала важнейшей экономической зоной в Африке, заключая множество соглашений с крупными промышленными странами, в первую очередь с Россией и Китаем.

Вот шо тиран Путин творит, просто словами не передать! Взял и напал на Египет, — и давай там осваивать все подряд к всеобщему египетскому удовольствию — и ведь ни капли не стесняется, строит и строит, творит и творит!
Этак он возьмется и сам канал охранять, благо есть от кого — рядом очень злые нильские крокодилы, за ними глаз да глаз.

На Всемирном фестивале молодежи министр по делам молодежи и спорта Туниса Камель Дегиш весьма долго и подробно говорил с замом министра науки и высшего образования России Ольгой Петровой — и тут я, к вящему стыду своему, впервые узнал о существовании консорциума «Российско-Африканский сетевой университет» (РАФУ).
Это очень мощная структура, оказывается — с нашей стороны более полусотни университетов, как федеральных, так и региональных; научные организации и школы, в том числе и фундаментальные — и ко всему этому в Африке интерес просто огромен.

Главы Генштабов Мали, Буркина-Фасо и Нигера создают совместные силы для борьбы с джихадизмом — на Западе есть мнение, что без музыкантов из России создать такой оркестр было бы невозможно.
И таких новостей только из Африки вагон и пара полуприцепов — если же взять весь Ближний Восток, пальцы сотрутся до колен, пока все напечатаешь.


Это все к тому, что российский обыватель не видит и десятой доли того, что наша страна делает по соседству, закладывая основы нового мира. Ну да, вот прошла себе новость, что Ирак отдает в ведение Газпрома месторождение газа, крупнейшее по иракским меркам на юге страны — и что, обыватель заметил? Нет. А наше присутствие в Ираке — это стратегически важный фактор контроля над всем регионом Залива — и если появится база в Йемене, то треугольник Сирия-Ирак-Йемен становится крайне существенным фактором в раскладе сил на Ближнем Востоке.

Кто сказал, что держать в узде Турцию можно только с севера? С юга тоже очень неплохой вариант — и султан будет вынужден учитывать присутствие России в своих планах по воссозданию Османской империи. Сова на глобус не то чтобы натягиваться не желает — просто не дают. Русские пришли наводить порядок, основанный не на западных правилах, а на справедливости — суть в том, что на Востоке справедливость угадывается и без перевода на местные языки. Прямо без толмача видна, сразу.

К Турции мы вернемся чуть позже, а пока отправимся в Чад. Не так давно там случился государственный переворот и временный президент страны тут же принялся договариваться с французами о поддержке своего режима. Так как Махамат Идрис Деби не имеет опыта в международных делах, сотрудничество с Парижем показалось ему весьма выгодным и своевременным — жаль, что его соседи так не считают.

Чад — это почти самый центр Северной Африки. С востока Судан, с севера есть длинная граница с Ливией, на юге — ЦАР, с запада снизу вверх — Камерун, кусок границы с Нигерией, Нигер. То есть страны, либо вышедшие из колониального давления европейцев, либо с внутренним конфликтом, как Судан и Ливия.

«Мы должны остаться и, конечно же, мы останемся», — заявил Жан-Мари Бокель во время пресс-конференции в Нджамене.

Жан-Мари Бокель — представитель Франции в Чаде. Человек, тесно связанный с Елисейским дворцом и Иностранным легионом, едва ли не последняя надежда Франции на то, чтобы остаться в этом регионе.

Проблема в том, что господину Махамату править очень недолго — есть сильная оппозиция как внутри Чада, так и за его пределами. Правда, сейчас ведущие игроки в этом регионе вплотную занялись ситуацией в Ливии — это то место, где интересы Анкары могут пострадать сильнее всего. А ведущие игроки на данный момент — это Россия и Китай, выдавливающие европейцев с континента — и они же создают такую политическую общность в Африке, которая не терпит Европу ни в каком виде. Слишком много шрамов оставили европейцы в этих краях, а когда пришли люди, объясняющие, что отныне ресурсы стоят дорого и плата за них должна принадлежать местным, в Африке возникло воодушевление, быстро перешедшее в практическую плоскость.

О ситуации в Ливии говорилось уже много и подробно. Временами казалось, что время в этой разорванной на части стране замерло и повернуло вспять, к племенам и кланам — но уже тогда было понятно, что вечно это происходить не будет. Рано или поздно ситуацию начнут менять и, похоже, это время как раз пришло.

Две с половиной тысячи российских «культурных специалистов», назовем их так, все эти годы не зря свои лепешки на юге Ливии кушали. Часть из них иногда отвлекалась на концерты и гастроли в соседних странах, но основной костяк был на месте — тем более, что ему приходилось присматривать за коллегами из Судана, коих там в разные времена насчитывалось до десятка тысяч.

Музыканты в Судане талантливые, но бедные — так что подработка на стороне была им очень кстати. Это не только укрепляло «культурные связи» музыкантов и других культурных африканских народов, но и создавало некую общую школу почти партизанской деятельности с использованием современных технологий в вооружении и пропаганде.
Ливия очень важна для будущего всей Северной Африки. Судите сами — Египет уже в БРИКС+, Алжир и Тунис окажутся там осенью. Марокко пока вредничает и кочевряжится, поэтому его берут мягкой экономической китайской силой — и единственной дырой в этом стройном ряду была и остается именно Ливия.

А это не только песчаные дюны и скалы. Это нефть и крупнейшие подземные запасы пресной воды, которых хватит напоить всю Сахару, в том числе и Западную. Эта валюта в Северной Африке куда ценнее золота. Поэтому Россия и Китай уже предлагали Триполи свой проект по укрупнению добычи воды времен полковника Каддафи. В ответ Москва и Пекин получили отлуп от главы Правительства национального единства Абд аль-Хамида ад-Дбейбу — маршал Халифа Хафтар тоже посчитал себя бессмертным, решив, что справится с ПНЕ в одну каску.

В итоге Халифу Хафтара загнали в дюны при помощи турок — при этом Анкара вела себя столь бесцеремонно и вызывающе, что пообещала топить военные корабли НАТО, если те будут путаться под ногами.

Но времена меняются. То, что было невозможно еще год назад, сегодня уже не просто обсуждается, а начинает воплощаться. Халифа Хафтар снова набрал силу и вроде стал намного сговорчивей. А вот ПНЕ существенно ослабло. Сначала из-за попытки государственного переворота в Турции, а потом Анкаре и вовсе стало не до Ливии — нужно было отстраивать восток Турции, крайне серьезно пострадавший после мощного землетрясения.

А тем временем, то один, то другой город выходил из-под контроля ПНЕ — в итоге ситуация стала настолько угрожающей для Триполи, что бойцы ПНЕ просто побежали по домам. Пока не все, но весьма значительная их часть — и вечером 8 марта члены Военного совета города (!!!) Аз-Зинтан выступили с заявлением, что намерены свергнуть главу ПНЕ. Города, Карл!!!

В это же время в Аз-Зинтане появилось скопление тяжелой военной техники — и один Аллах знает, откуда она там взялась. Кроме того, некие бледнолицые люди в откровенно культурных одеяниях песочного цвета обещали поддержку и любую помощь в этом богоугодном деле — при всем этом Халифа Хафтар как бы вообще остался не при чем, публично проводя военные учения и парады в честь Международного женского дня. Сомневаюсь, что маршал осведомлен об этом празднике (тем более в честь женщин), но так уж совпало, что пик учений пришелся как раз на 8 марта.

Пока непонятно, чем сердце успокоится, но ясно то, что Ливия опять пришла в движение — и поговаривают, что отдельных свободолюбивых ливийцев кое-кто кое-где к этому дню долго готовил. Наговаривают злые языки, наверняка зря напраслину наводят — только сдается мне, что новости из этих мест в ближайшие дни будут весьма насыщены и интересны.

Огромный будущий рынок необходимо создавать уже сейчас и сегодня, хотя бы в культурном измерении — и нет сомнений, что концерты и гастроли продолжат продвижение наших ценностей по всему континенту.

А иначе и быть не может. Такая уж у нас музыка — зажигательно-ободряющая и внушающая веру в счастливое и справедливое будущее.

Так что, хотите, дети, в Африке гулять? Похоже, скоро она станет задним двором России.

Государственник
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: