Забившие на искоренение упоротости напарываются на кромку тимоса. Ifc

К вопросу о титановой балалайке.

Эпичное видео, запечатлевшее обрушение 2,5-километрового автомобильного моста в эльфийской Балтиморе, вероятно, посмотрели уже примерно все. Пока неясно, был ли за штурвалом контейнеровоза действительно 52-летний цеэуропеец, или сия инфа — происки троллей Путина, но вне зависимости от этого нюанса — налицо действие фактора системной деградации.

Вчера в комментариях мне напомнили о популярном среди эльфов дзюбинге на т.н. «микродозинг» веществ, который, якобы, помогает разгрузить психику и всё такое. Инцидент с контейнеровозом и мостом же напоминает в ответ, что среднестатистический Homo Sapiens Sapiens — и без употребления веществ склонен деградировать — только в путь. Люди ан масс игнорируют то, о чём написал в «Путешествии в Элевсин» живой мордорский классик Пелевин (я цитировал его здесь): нужно постоянное сверхусилие просто для того, чтобы не скатываться вниз по эволюционной лестнице.

Из чего вытекает, что любое внешнее послабление для натуральных адиётов — очень быстро выливается в увеличение числа «разбитых окон», т.е. пациентов, через которых в социуме нарастает энтропия, увеличивается объём содеянного зла etc.

Причём, ЧСХ, негативные явления нарастают лавинообразно. Ведь турбированные хомяки, лишённые внешнего принуждения к росту над собой, а о необходимости принуждения внутреннего — даже не подозревающие, в итоге вместе с забившим на них государством напарываются на кромку тимоса, о коем коллега Мараховский чуть менее недели назад изложил следующее.

…У‏ ‎древних ‎греков ‎(с ‎Гомера‏ ‎через ‎Платона ‎и‏ ‎далее‏ ‎везде) ‎в‏ ‎социальной ‎философии‏ ‎огромное ‎внимание ‎уделялось ‎наличию ‎у‏ ‎людей‏ ‎штуки‏ ‎под ‎названием‏ ‎«тимос».

…Ну ‎тимос‏ ‎же, ‎ув.‏ ‎друзья.‏ ‎Вы ‎все‏ ‎знаете.

Шутка, ‎конечно.

Я ‎встречал ‎такие ‎переводы‏ ‎данного ‎понятия,‏ ‎как‏ ‎«воодушевление»,‏ ‎«энергичность», ‎«достоинство», ‎«честолюбие», ‎а‏ ‎также ‎произведённые‏ ‎от ‎него‏ ‎Ф.‏ ‎Фукуямой‏ ‎понятия-монстры ‎«мегалотимия» ‎и ‎«изотимия» ‎(первое ‎означало ‎желание ‎признания ‎в‏ ‎качестве‏ ‎лучшего, второе ‎- ‎в ‎качестве‏ ‎«не ‎хуже‏ ‎других»).

В ‎какой-то‏ ‎момент‏ ‎автор‏ ‎этих ‎взволнованных‏ ‎строк, ‎наконец, ‎сообразил: ‎речь‏ ‎идёт ‎о‏ ‎всё‏ ‎той‏ ‎же ‎популяционной ‎ценности ‎его ‎собственного‏ ‎изобретения. ‎Мне ‎понадобилось‏ ‎всего‏ ‎сорок ‎лет,‏ ‎чтобы ‎придумать ‎то, ‎что‏ ‎было ‎детально ‎осознано‏ ‎2,5‏ ‎тысячелетиями ‎ранее.‏ ‎


Тут ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎нечем ‎гордиться, ‎а‏ ‎есть‏ ‎о‏ ‎чём ‎погоревать.‏ ‎Для ‎провинциального,‏ ‎малограмотного ‎и‏ ‎обесточенного‏ ‎древнего ‎мира‏ ‎(вся ‎Греция ‎времён ‎Сократа ‎насчитывала‏ ‎три ‎с‏ ‎половиной‏ ‎миллиона‏ ‎жителей ‎- ‎и ‎ещё‏ ‎столько ‎же‏ ‎колонистов ‎было‏ ‎рассыпано‏ ‎по‏ ‎всеми ‎Средиземноморью, ‎то ‎есть ‎всё ‎это ‎хозяйство ‎было ‎величиной‏ ‎с‏ ‎Прибалтику) ‎понятие ‎тимоса/популяционной ‎ценности‏ ‎было ‎очевидным.‏ ‎А ‎сейчас‏ ‎мы‏ ‎оперируем‏ ‎какими-то ‎куда‏ ‎менее ‎точными ‎и ‎откровенными‏ ‎словосочетаниями.

Стоит ‎современникам‏ ‎добраться‏ ‎до‏ ‎рассуждения ‎о ‎ценностях, как ‎они ‎пишут:

«Необходимы‏ ‎защита ‎исторической ‎правды,‏ ‎сохранение‏ ‎исторической ‎памяти,‏ ‎преемственности ‎в ‎развитии ‎российского‏ ‎государства ‎и ‎его‏ ‎исторически‏ ‎сложившегося ‎единства,‏ ‎противодействие ‎фальсификации‏ ‎истории; ‎укрепление ‎института ‎семьи, ‎сохранение‏ ‎традиционных‏ ‎семейных‏ ‎ценностей, ‎преемственности‏ ‎поколений ‎россиян;‏ ‎реализация ‎государственной‏ ‎информационной‏ ‎политики, ‎направленной‏ ‎на ‎усиление ‎в ‎массовом ‎сознании‏ ‎роли ‎традиционных‏ ‎российских‏ ‎духовно-нравственных‏ ‎и ‎культурно-исторических ‎ценностей, ‎неприятие‏ ‎гражданами ‎навязываемых‏ ‎извне ‎деструктивных‏ ‎идей,‏ ‎стереотипов‏ ‎и ‎моделей ‎поведения; ‎развитие ‎системы ‎образования, ‎обучения ‎и ‎воспитания‏ ‎как‏ ‎основы ‎формирования ‎развитой ‎и‏ ‎социально ‎ответственной‏ ‎личности, ‎стремящейся‏ ‎к‏ ‎духовному,‏ ‎нравственному, ‎интеллектуальному‏ ‎и ‎физическому ‎совершенству» и ‎так‏ ‎далее.

Эту ‎цитату‏ ‎я‏ ‎подрезал‏ ‎из ‎конкретной ‎публикации, ‎но ‎её‏ ‎элементы ‎кочуют ‎по‏ ‎самым‏ ‎разным ‎отечественным‏ указам, законам, ‎выступлениям ‎и ‎прочим‏ ‎нормативным ‎документам ‎про‏ ‎культурную‏ ‎политику ‎и‏ ‎национальную ‎безопасность.

С‏ ‎этими ‎формулами ‎всё ‎хорошо, ‎не‏ ‎считая‏ ‎их‏ ‎тотальной ‎неконкретности‏ ‎- ‎из-за‏ ‎чего ‎наполнить‏ ‎их‏ ‎на ‎практике‏ ‎можно ‎вообще ‎любым ‎содержанием. ‎

Возможно,‏ ‎в ‎этом‏ ‎есть‏ ‎своеобразная‏ ‎государственная ‎мудрость: ‎лучше ‎уж‏ ‎обходиться ‎формальностями,‏ ‎чем ‎всерьёз‏ ‎формулировать‏ ‎Государственную‏ ‎Идеологию ‎(повторюсь: ‎казёнными ‎идеологами ‎непременно ‎станут ‎самые ‎избранные ‎блудницы‏ ‎&‏ ‎мужеложцы ‎московских ‎гостиных, ‎нашедшие‏ ‎лучший ‎подход‏ ‎к ‎наиболее‏ ‎дуболомным‏ ‎фельдфебелям‏ ‎высших ‎эшелонов).

Работать‏ ‎такая ‎идеология, ‎естественно, ‎не‏ ‎будет ‎-‏ ‎ибо,‏ ‎во-первых,‏ ‎идеология ‎вообще ‎есть ‎вырождение ‎живой‏ ‎культуры ‎человеческой ‎жизни‏ ‎до‏ ‎формальностей.

А ‎во-вторых‏ ‎- ‎как ‎можно ‎эксплуатировать‏ ‎тимос/понты/популяционную ‎ценность ‎ув.‏ ‎граждан,‏ ‎если ‎всерьёз‏ ‎призывать ‎их‏ ‎презирать ‎мелочное ‎честолюбие ‎и ‎индивидуализм,‏ ‎а‏ ‎любить‏ ‎- ‎

как‏ ‎там ‎было

— духовное,‏ ‎нравственное, ‎интеллектуальное‏ ‎и‏ ‎физическое ‎совершенство?

Самое‏ ‎занятное, ‎что ‎сам ‎по ‎себе‏ ‎тимос ‎всё‏ ‎равно‏ ‎никуда‏ ‎не ‎денется. ‎Он ‎не‏ ‎делся ‎никуда‏ ‎ни ‎в‏ ‎СССР,‏ ‎где‏ ‎все ‎строили ‎мир ‎Полдня ‎и ‎мечтали ‎о ‎спецобслуживании, ‎ни‏ ‎в‏ ‎современных ‎США, ‎где ‎лучшие‏ ‎люди ‎борют‏ ‎климат, ‎тарахтя‏ ‎по‏ ‎облакам‏ ‎на ‎своих‏ ‎личных ‎самолётах, ‎и ‎сражаются‏ ‎против ‎сексуальной‏ ‎объективизации‏ ‎женщин,‏ ‎обвешивая ‎свои ‎медиаресурсы ‎бесконечными ‎ягодицами‏ ‎и ‎бюстами ‎своих‏ ‎текущих‏ ‎подружек.

Популяционную ‎ценность‏ ‎как ‎главную ‎ценность, ‎бензин‏ ‎и ‎электричество ‎всякого‏ ‎социального‏ ‎мотора ‎-‏ ‎можно ‎только‏ ‎замалчивать, ‎переименовывать ‎и ‎порой ‎извращать.

История,‏ ‎правда,‏ ‎знает‏ ‎попытки ‎её‏ ‎придавить, заменив ‎в‏ ‎предполагаемых ‎лузерах‏ ‎стремление‏ ‎к ‎популяционной‏ ‎ценности ‎отсутствием ‎всяких ‎стремлений. ‎

В‏ ‎этом ‎смысле‏ ‎для‏ ‎нас‏ ‎поучителен ‎великий ‎североамериканский ‎эксперимент‏ ‎с ‎наркотиками,‏ ‎начавшийся ‎несколько‏ ‎лет‏ ‎назад‏ ‎и ‎ныне ‎(я ‎сбегал ‎посмотреть) ‎достигший ‎неплохих ‎показателей:

— в ‎24‏ ‎из‏ ‎50 ‎штатов ‎марихуана ‎легализована‏ ‎для ‎рекреационных‏ ‎целей (то ‎есть‏ ‎просто‏ ‎легализована);

— в‏ ‎38 ‎ещё‏ ‎и ‎для ‎медицинских ‎(то‏ ‎есть ‎почти‏ ‎легализована);

— 16% граждан‏ ‎сообщают, что‏ ‎дуют ‎в ‎настоящее ‎время. ‎Любопытный‏ ‎факт: ‎в ‎лихом‏ ‎1969-м‏ ‎в ‎этом‏ ‎признавались ‎лишь ‎4%; ‎

— В‏ ‎опрос ‎не ‎включены‏ ‎прочие‏ ‎продукты, ‎содержащие‏ ‎активные ‎вещества‏ ‎марихуаны ‎(жвачки, ‎вейпы, ‎пирожки);

— Среди ‎граждан‏ ‎от‏ ‎19‏ ‎до ‎30 курят‏ ‎время ‎от‏ ‎времени ‎44%,‏ ‎курят‏ ‎каждый ‎день‏ ‎11%.

Полагаю, ‎мы ‎не ‎ошибёмся, ‎смело‏ ‎назначив ‎стабильными‏ ‎травокурами‏ ‎и‏ ‎травоедами ‎около ‎1/5 ‎населения‏ ‎великой ‎нации‏ ‎за ‎океаном.‏ ‎

Официальный‏ ‎орган‏ ‎той ‎же ‎нации ‎при ‎этом ‎напоминает:

«Употребление ‎марихуаны ‎может ‎иметь‏ ‎негативные‏ ‎и ‎долгосрочные ‎последствия:

Здоровье ‎мозга: марихуана‏ ‎может ‎привести‏ ‎к ‎необратимому‏ ‎снижению‏ ‎IQ‏ ‎на ‎8‏ ‎пунктов, ‎если ‎люди ‎начинают‏ ‎употреблять ‎её‏ ‎в‏ ‎молодом‏ ‎возрасте. ‎Эти ‎баллы ‎IQ ‎не‏ ‎возвращаются ‎даже ‎после‏ ‎отказа‏ ‎от ‎марихуаны.

Психическое‏ ‎здоровье: исследования ‎связывают ‎употребление ‎марихуаны‏ ‎с ‎депрессией, ‎тревогой,‏ ‎мыслями‏ ‎о ‎самоубийстве‏ ‎и ‎психотическими‏ ‎эпизодами. ‎Однако ‎неизвестно, ‎является ‎ли‏ ‎употребление‏ ‎марихуаны‏ ‎причиной ‎этих‏ ‎состояний.

Спортивные ‎результаты: исследования‏ ‎показывают, ‎что‏ ‎марихуана‏ ‎влияет ‎на‏ ‎скорость ‎движений ‎и ‎координацию, ‎что‏ ‎может ‎нанести‏ ‎вред‏ ‎спортивным‏ ‎результатам.

Вождение: люди, ‎управляющие ‎автомобилем ‎под‏ ‎воздействием ‎марихуаны,‏ ‎могут ‎испытывать‏ ‎опасные‏ ‎последствия:‏ ‎замедление ‎реакции, ‎неверный ‎выбор ‎полосы ‎движения, ‎снижение ‎координации ‎и‏ ‎трудности‏ ‎с ‎реакцией ‎на ‎сигналы.

Здоровье‏ ‎и ‎развитие‏ ‎ребёнка: употребление ‎марихуаны‏ ‎во‏ ‎время‏ ‎беременности ‎может‏ ‎вызвать ‎задержку ‎роста ‎плода,‏ ‎преждевременные ‎роды,‏ ‎мертворождение‏ ‎и‏ ‎проблемы ‎с ‎развитием ‎мозга, ‎что‏ ‎приводит ‎к ‎гиперактивности‏ ‎и‏ ‎ухудшению ‎когнитивных‏ ‎функций. ‎Тетрагидроканнабинол ‎(ТГК) ‎и‏ ‎другие ‎химические ‎вещества,‏ ‎содержащиеся‏ ‎в ‎марихуане,‏ ‎также ‎могут‏ ‎передаваться ‎от ‎матери ‎к ‎ребёнку‏ ‎через‏ ‎грудное‏ ‎молоко, ‎что‏ ‎еще ‎больше‏ ‎влияет ‎на‏ ‎здоровое‏ ‎развитие ‎ребенка.

Повседневная‏ ‎жизнь: употребление ‎марихуаны ‎может ‎повлиять ‎на‏ ‎работоспособность ‎и‏ ‎на‏ ‎то,‏ ‎насколько ‎хорошо ‎люди ‎себя‏ ‎чувствуют ‎в‏ ‎жизни. ‎Исследования‏ ‎показывают,‏ ‎что‏ ‎люди, ‎употребляющие ‎марихуану, ‎чаще ‎имеют ‎проблемы ‎в ‎отношениях, ‎худшие‏ ‎результаты‏ ‎обучения, ‎сниженные ‎карьерные ‎достижения‏ ‎и ‎удовлетворенность‏ ‎жизнью».

Кто-то ‎скажет,‏ ‎что‏ ‎всяко‏ ‎лучше, ‎чем‏ ‎бухать. ‎Возможно, ‎что ‎и‏ ‎так ‎-‏ ‎но‏ ‎есть‏ ‎нюанс: ‎рост ‎легализованной ‎наркомании ‎не уменьшил показателей ‎пьянства ‎сколько-нибудь‏ ‎заметно.

«За‏ ‎последнее ‎десятилетие‏ ‎уровень ‎употребления ‎алкоголя ‎-‏ ‎включая ‎употребление ‎в‏ ‎течение‏ ‎последнего ‎месяца‏ ‎и ‎ежедневное‏ ‎употребление ‎- ‎продемонстрировал ‎общую ‎тенденцию‏ ‎к‏ ‎снижению‏ ‎среди ‎взрослых‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎от ‎19‏ ‎до‏ ‎30 ‎лет.‏ ‎В ‎2022 ‎году, ‎правда, ‎употребление‏ ‎алкоголя ‎для‏ ‎этой‏ ‎возрастной‏ ‎группы ‎немного ‎увеличилось ‎(84%)‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎пятью‏ ‎годами‏ ‎ранее‏ ‎(82% ‎в ‎2017 ‎году).

Употребление ‎алкоголя ‎среди ‎взрослых ‎в ‎возрасте‏ ‎от‏ ‎35 ‎до ‎50 ‎лет‏ ‎постепенно ‎увеличивается‏ ‎последние ‎10‏ ‎лет,‏ ‎при‏ ‎этом ‎за‏ ‎последний ‎год ‎уровень ‎употребления‏ ‎алкоголя ‎увеличился‏ ‎с‏ ‎83%‏ ‎в ‎2012 ‎году ‎до ‎85%‏ ‎в ‎2022 ‎году.‏ ‎Пьянство‏ ‎в ‎этой‏ ‎старшей ‎группе ‎достигло ‎самого‏ ‎высокого ‎уровня ‎(29%‏ ‎в‏ ‎2022 ‎году).‏ ‎2022 ‎г.‏ ‎- ‎против ‎26% ‎в ‎2021‏ ‎г.,‏ ‎25%‏ ‎в ‎2017‏ ‎г., ‎23%‏ ‎в ‎2012‏ ‎г.)».

Из‏ ‎этого ‎мы‏ ‎можем ‎сделать ‎интересный ‎вывод, ‎ув.‏ ‎друзья. ‎Если‏ ‎целью‏ ‎социальных‏ ‎архитекторов, ‎внедрявших ‎легалайз, ‎было‏ ‎снижение ‎тимоса/стремления‏ ‎к ‎популяционной‏ ‎ценности‏ ‎и‏ ‎превращение ‎масс ‎в ‎дружный ‎коллектив ‎всем ‎довольных ‎бет и ‎дельт из‏ ‎Хаксли,‏ ‎пашущих ‎от ‎сомы ‎до‏ ‎сомы ‎-‏ ‎то ‎эксперимент‏ ‎отчётливо‏ ‎провалился.‏ ‎Вместо ‎этого‏ ‎удалось ‎только ‎расширить ‎круг‏ ‎заведомых ‎лузеров‏ ‎-‏ ‎с‏ ‎низким ‎уровнем ‎субъективной ‎популяционной ‎ценности‏ ‎и ‎соответствующими ‎фрустрациями‏ ‎и‏ ‎стрессами ‎(которые‏ ‎закуриваются, ‎зажираются ‎и ‎запиваются).

Легко‏ ‎догадаться, ‎что ‎социальная‏ ‎функциональность‏ ‎таких ‎лузеров‏ ‎тоже ‎снижается,‏ ‎а ‎количество ‎багов ‎и ‎ошибок‏ ‎в‏ ‎повседневной‏ ‎живой ‎культуре‏ ‎- ‎напротив,‏ ‎растёт.

В ‎итоге‏ ‎властям‏ ‎остаётся ‎только‏ ‎насиловать ‎статистику, ‎декриминализуя ‎то ‎и‏ ‎это ‎и‏ ‎выпуская‏ ‎предвыборные‏ отчёты ‎о ‎том, ‎что‏ ‎в ‎державе‏ ‎бойко ‎падает‏ ‎преступность (а‏ ‎критики‏ ‎всё ‎врут). ‎

Но ‎это ‎не ‎покупают ‎даже ‎леваки, ‎указывающие:

«Эта‏ ‎статистика‏ ‎основана ‎на ‎данных ‎из‏ ‎79% ‎правоохранительных‏ ‎подразделений, ‎и‏ ‎это‏ ‎при‏ ‎том, ‎что‏ ‎половина ‎насильственных ‎преступлений ‎и‏ ‎70% ‎преступлений‏ ‎против‏ ‎собственности‏ ‎в ‎статистику ‎вообще ‎не ‎попадают».

Попробуем‏ ‎догадаться, ‎из ‎каких‏ ‎районов правоохранительные‏ ‎подразделения ‎предпочитают‏ ‎статистику ‎не ‎давать.

Правые просто ржут:

«По ‎данным ‎Compstat,‏ ‎в‏ ‎2023 ‎году‏ ‎дела ‎в‏ ‎Нью-Йорке ‎шли ‎неплохо: ‎количество ‎мелких‏ ‎краж‏ ‎с‏ ‎начала ‎года‏ ‎снизилось ‎на‏ ‎2,5 ‎процента.‏ ‎По‏ ‎состоянию ‎на‏ ‎первую ‎неделю ‎июля ‎в ‎начала‏ ‎года ‎было‏ ‎зарегистрировано‏ ‎всего‏ ‎56 ‎599 ‎таких ‎преступлений‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎58‏ ‎000‏ ‎годом‏ ‎ранее.

…Но ‎по ‎данным ‎Министерства ‎транспорта ‎по ‎меньшей ‎мере ‎90‏ ‎000‏ ‎посылок ‎исчезают ‎из ‎фойе,‏ ‎вестибюлей ‎и‏ ‎от ‎входных‏ ‎дверей‏ ‎по‏ ‎всему ‎Нью-Йорку‏ ‎каждый ‎день».

Я ‎привёл ‎данный‏ ‎случай ‎в‏ ‎качестве‏ ‎наглядной‏ ‎иллюстрации ‎того, ‎что ‎бывает, ‎когда‏ ‎крупная ‎система ‎перестаёт‏ ‎называть‏ ‎вещи ‎своими‏ ‎именами ‎на ‎всех ‎уровнях.‏ ‎

Бывает ‎наступление ‎тотального‏ ‎отчётничества,‏ ‎в ‎которое‏ никто не верит (и ‎за ‎это ‎идеологи ‎граждан‏ ‎ругают‏ ‎на‏ ‎чём ‎свет‏ ‎стоит).

…Возвращаясь ‎в‏ ‎наши ‎края:‏ ‎мы‏ ‎все ‎можем‏ ‎легко ‎представить, ‎как ‎будет ‎выглядеть‏ ‎отчётничество ‎по‏ ‎части‏ ‎«достижения‏ ‎целевых ‎показателей ‎патриотизма ‎и‏ ‎традиционных ‎ценностей».‏ ‎И ‎вздрогнуть.

Его‏ ‎будут‏ ‎измерять‏ ‎в ‎патриотических ‎муралах ‎и ‎в ‎концертах, ‎а ‎также ‎в‏ ‎членах‏ ‎молодёжных ‎организаций ‎и ‎в‏ ‎конференциях, ‎лекциях‏ ‎и ‎семинарах‏ ‎о‏ ‎пользе‏ ‎добра. ‎

А‏ ‎выходя ‎со ‎всех ‎этих‏ ‎мероприятий — граждане ‎будут‏ ‎пристраивать‏ ‎свой‏ ‎бесприютный ‎напряжённый ‎тимос ‎туда, ‎где‏ ‎для ‎него ‎будет‏ ‎иметься‏ ‎реализация.

Спойлер: ‎это‏ ‎будет ‎не ‎про ‎духовно-нравственное‏ ‎совершенство.

И ‎нам ‎повезёт,‏ ‎если‏ ‎ув. ‎общество‏ ‎само ‎сумеет‏ ‎организовать ‎себе ‎хороший, ‎патриотический ‎способ‏ ‎чесания‏ ‎тимоса‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎усилия ‎казённых‏ ‎идеологов. ‎Шансы,‏ ‎к‏ ‎счастью, ‎есть.

Культура, напомню, это «принятый ‎в‏ ‎обществе‏ ‎способ ‎восприятия‏ ‎действительности ‎и ‎взаимодействия ‎с‏ ‎нею».

Например, способ восприятия своих трудовых обязанностей на ответственном месте, допустим, капитана грузового судна. Который либо является офигенным профессионалом, полирующим свой тимос тем, что осилил сдать экзамен на капитана и получает за свой труд много тысяч долларов в месяц — либо является лузером, относящимся ко своим обязанностям наплевательски, ибо и так сойдёт, вон, все кругом пыхают, и хоть бы хны, а почему, собственно, нельзя пыхнуть прямо за штурвалом?

Ну, типа в рекреационных целях же.

Это показывает, насколько убийственен для общества левацко-либероидный дискурс, поощряющий любую деградацию под предлогом сохранения личного комфортоцентризма натуральных адиётов. И насколько верно поступали всю историю человеческих сообществ те, кто стремился зажать системную деградацию в ежовые рукавицы культовых практик, а тимос членов социума — наоборот, всячески взбадривать.

Примеры оных ежовых рукавиц тот же коллега Мараховский приводил буквально вчера.

Мы, ‎разумеется, ‎отвергаем ‎запущенную‏ ‎несколько ‎лет‏ ‎назад‏ ‎учёную‏ ‎фиолетовую ‎утку ‎о ‎том, ‎что‏ ‎«человека ‎из ‎обезьяны‏ ‎сделали‏ ‎галлюциногенные ‎грибы».‏ ‎Но ‎сомневаться ‎в ‎том,‏ ‎что ‎ув. ‎человечество‏ ‎с‏ ‎первых ‎своих‏ ‎шагов ‎употребляло, не‏ ‎приходится.

Пиво ‎из ‎нута. ‎Пиво ‎из‏ ‎ячменя.‏ ‎Пиво‏ ‎с ‎грюйтом‏ ‎и ‎пиво‏ ‎с ‎хмелём.‏ ‎Аяхуаска.‏ ‎Дурман. ‎Мухоморы.‏ ‎Белладонна/красавка. ‎Водка, ‎вино, ‎кашаса, ‎кукурузный‏ ‎муншайн, ‎пожирающий‏ ‎заметную‏ ‎часть‏ ‎североамериканского ‎урожая ‎(из-за ‎чего‏ ‎США ‎в‏ ‎XIX ‎веке‏ ‎заслужили‏ ‎славу‏ ‎«страны ‎пьяных», ‎а ‎потом ‎пытались ‎бросить ‎всей ‎нацией). ‎В‏ ‎курганах‏ ‎Румынии, ‎которым ‎пять ‎с‏ ‎половиной ‎тысяч‏ ‎лет, ‎нашли‏ ‎специальные‏ ‎ямы‏ ‎для ‎сжигания‏ ‎конопли. ‎Опийный ‎мак. ‎Туак.‏ ‎Кока. ‎Сома.‏ ‎Табак.

Традиционно‏ ‎ли‏ ‎употребление ‎какого-нибудь ‎вещества для ‎конкретной ‎местности‏ ‎или ‎нет ‎-‏ ‎оно‏ ‎неизменно ‎наносит‏ ‎ущерб. ‎Пьяные ‎падают ‎с‏ ‎мостов, ‎пьяные ‎замерзают‏ ‎в‏ ‎снегах, ‎пьяные‏ ‎ловят ‎глюки‏ ‎и ‎убивают ‎окружающих. ‎Пьяницы ‎и‏ ‎наркоманы‏ ‎тупеют,‏ ‎их ‎мозг‏ ‎вырождается. ‎Курильщики‏ ‎носят ‎в‏ ‎себе‏ ‎чёрные ‎лёгкие.

Человечество‏ ‎поколение ‎за ‎поколением ‎платит ‎веществам‏ ‎налог ‎жизнями.

И‏ ‎человечество‏ ‎осознало,‏ ‎что ‎оно ‎обязано ‎вечно‏ ‎бороться ‎с‏ ‎упарыванием ‎без‏ ‎надежды‏ ‎на‏ ‎окончательную ‎победу, тоже ‎очень ‎давно.

Классическим ‎методом ‎борьбы ‎в ‎тех ‎древних‏ ‎цивилизациях,‏ ‎что ‎оставили ‎нам ‎кое-какие‏ ‎описания, ‎служил‏ ‎следующий ‎комплекс‏ ‎мер:

1) Легальность‏ ‎лёгких/мягких‏ ‎вариантов, ‎вида‏ ‎«кружка ‎пива ‎работнику». Заморочившись ‎как-то‏ ‎вопросом ‎о‏ ‎том,‏ ‎как‏ ‎средневековые ‎ганзейцы ‎вообще ‎выживали, ‎употребляя‏ ‎по ‎пять ‎пинт‏ ‎в‏ ‎сутки, ‎я‏ ‎полез ‎выяснять ‎и ‎вычитал,‏ ‎что ‎это ‎было‏ ‎«сельдяное»‏ ‎пиво ‎крепостью‏ ‎около ‎2‏ ‎оборотов. ‎Греки, ‎как ‎известно, ‎пили‏ ‎своё‏ ‎вино‏ ‎разведённым ‎водой‏ ‎в ‎пропорции‏ ‎1 ‎к‏ ‎3.

2) Ритуализация‏ ‎настоящего ‎опьянения. Кубок‏ ‎несмешанного ‎вина ‎в ‎разгар ‎посвящённой‏ ‎божествам ‎симпосии. Крепкое‏ ‎по‏ ‎случаю‏ ‎праздника ‎Иштар. ‎Мухоморный ‎отвар‏ ‎для ‎исцеления‏ ‎от ‎болезни‏ ‎и‏ ‎изгнания‏ ‎злых ‎духов. ‎Вдыхание ‎конопляного ‎дыма ‎на ‎похоронах ‎воина. ‎Одним‏ ‎словом‏ ‎- ‎особое ‎состояние ‎сознания‏ ‎для ‎особых‏ ‎случаев, ‎и‏ ‎никак‏ ‎иначе.

3) Социальное‏ ‎презрение ‎к‏ ‎зависимым. Употребление ‎несмешанного ‎вина ‎в‏ ‎Греции ‎относили‏ ‎к‏ ‎привычкам‏ ‎варварским ‎и ‎отвратительным, ‎пьяный ‎не‏ ‎по ‎делу ‎- ‎фигурирует‏ ‎в ‎древних‏ ‎памятниках ‎как ‎эксцесс, ‎зачастую‏ ‎наказуемый.

4) Взаимный ‎перекрестный ‎контроль‏ ‎поведения. Если‏ ‎нам ‎сегодня‏ ‎кажется, ‎что‏ ‎наша ‎жизнь ‎на ‎виду ‎и‏ ‎мир‏ ‎следит‏ ‎за ‎нами‏ ‎через ‎соцсети‏ ‎и ‎телефоны‏ ‎-‏ ‎то ‎нам‏ ‎по-настоящему ‎пора ‎прыгнуть ‎в ‎нашу‏ ‎потёртую ‎машину‏ ‎времени‏ ‎и‏ ‎отправиться ‎пожить ‎годик ‎куда-нибудь‏ ‎в ‎древний‏ ‎великий ‎город.

Мы‏ ‎обнаружим,‏ ‎что‏ ‎в ‎этом ‎великом ‎городе ‎(пусть ‎это ‎будет ‎головокружительный ‎мегаполис‏ ‎даже‏ ‎на ‎двести ‎тысяч ‎жителей,‏ ‎как ‎Ниневия,‏ ‎или ‎даже‏ ‎на‏ ‎полмиллиона‏ ‎жителей, ‎как‏ ‎Рим) ‎в ‎действительности ‎крайне‏ ‎трудно ‎провести‏ ‎хоть‏ ‎минуту‏ ‎вдали ‎от ‎внимательных ‎глаз. ‎Мы‏ ‎привязаны ‎к ‎своей‏ ‎социальной‏ ‎страте, ‎мы‏ ‎с ‎утра ‎до ‎ночи‏ ‎запряжены ‎выполнять ‎социальные‏ ‎обязанности.‏ ‎Помимо ‎собственно‏ ‎работы ‎(если‏ ‎мы ‎кровельщики, ‎то ‎класть ‎кровли,‏ ‎а‏ ‎если‏ ‎камнерезы, ‎то‏ ‎обтёсывать ‎камни),‏ ‎у ‎нас‏ ‎также‏ ‎есть ‎десяток‏ ‎социальных ‎ритуалов ‎в ‎день, ‎которые‏ ‎мы ‎обязаны‏ ‎проводить,‏ ‎взаимодействуя‏ ‎с ‎другими.

И ‎в ‎действительности‏ ‎даже ‎если‏ ‎мы ‎в‏ ‎полу-‏ ‎или‏ ‎миллионном ‎Риме, ‎то ‎мы ‎живём ‎в ‎своём ‎небольшом ‎квартале,‏ ‎посреди‏ ‎своих ‎нескольких ‎сотен ‎соседей,‏ ‎под ‎присмотром‏ ‎соседей, ‎жрецов‏ ‎квартала,‏ ‎участников‏ ‎различных ‎хоров,‏ ‎братств ‎и ‎гильдий ‎(тогда‏ ‎это ‎ещё‏ ‎не‏ ‎называлось‏ ‎гильдиями, ‎но ‎уже ‎было). ‎Если‏ ‎мы ‎богаты ‎-‏ ‎то‏ ‎с ‎утра‏ ‎к ‎нам ‎приходят ‎клиенты‏ ‎и ‎друзья. ‎Если‏ ‎мы‏ ‎бедны ‎-‏ ‎то ‎мы‏ ‎сами ‎тусим ‎у ‎своих ‎патронов.‏ ‎Мы‏ ‎в‏ ‎кое-какой ‎самоизоляции‏ ‎только ‎по‏ ‎вечерам ‎в‏ ‎своих‏ ‎стенах ‎-‏ ‎и ‎я ‎имею ‎в ‎виду‏ ‎«в ‎кое-какой»‏ ‎в‏ ‎том‏ ‎смысле, ‎что ‎мы ‎наедине‏ ‎с ‎нашими‏ ‎6-9-15 ‎домашними.

Этот‏ ‎всеобщий‏ ‎взаимный‏ ‎контроль ‎стискивал ‎человека ‎весьма ‎эффективно ‎в ‎своих ‎объятиях: ‎выйти‏ ‎из‏ ‎социума ‎можно ‎было ‎только‏ ‎буквально, ‎отправившись‏ ‎в ‎отшельничество.

И‏ ‎тут‏ ‎мы‏ ‎подходим ‎к‏ ‎главному.

Чем ‎отличается ‎наш ‎век‏ ‎от ‎предыдущих?

Совершенно‏ ‎точно,‏ ‎ув.‏ ‎друзья. ‎Наш ‎век ‎отличается ‎от‏ ‎предыдущих ‎социальной ‎атомизацией,‏ ‎что‏ ‎означает ‎не‏ ‎только ‎одиночество, ‎но ‎и‏ ‎неподконтрольность.

Мы, ‎может, ‎и‏ ‎«на‏ ‎виду» ‎друг‏ ‎у ‎друга‏ ‎в ‎каком-то ‎экономическом ‎и ‎информационном‏ ‎смысле,‏ ‎но‏ ‎нам ‎всем‏ ‎друг ‎на‏ ‎друга ‎в‏ ‎смысле‏ ‎практическом ‎решительно‏ ‎положить. ‎Москвич ‎не ‎знает ‎имён‏ ‎своих ‎соседей,‏ ‎о‏ ‎наличии‏ ‎у ‎жильца ‎из ‎291-й‏ ‎личной ‎жизни‏ ‎можно ‎узнать‏ ‎разве‏ ‎что‏ ‎если ‎в ‎доме ‎плохо ‎со ‎звукоизоляцией ‎- ‎или ‎по‏ ‎результатам‏ ‎беседы ‎с ‎консьержкой ‎(но‏ ‎кому ‎он‏ ‎нужен?). ‎Если‏ ‎же‏ ‎человек‏ ‎технофоб ‎и‏ ‎недержатель ‎никаких ‎карт ‎(вроде‏ ‎автора ‎этих‏ ‎взволнованных‏ ‎строк),‏ ‎то ‎не ‎то ‎что ‎украинские‏ ‎разводилы ‎- ‎даже‏ ‎роботы-спамеры‏ ‎беспокоят ‎его‏ ‎не ‎чаще ‎раза ‎в‏ ‎неделю. ‎Кто ‎кем‏ ‎работает?‏ ‎Кто ‎с‏ ‎кем ‎дружит?‏ ‎Кто ‎кому ‎молится? ‎Мы ‎не‏ ‎узнаем‏ ‎этого,‏ ‎если ‎он‏ ‎сам ‎не‏ ‎декларирует ‎на‏ ‎своих‏ ‎страничках ‎(и‏ ‎то ‎он ‎может ‎врать).

Важно ‎подчеркнуть,‏ ‎что ‎в‏ ‎нас‏ ‎в‏ ‎действительности ‎сильна ‎нужда ‎в‏ ‎присмотре. ‎Мы‏ ‎за ‎редкими‏ ‎исключениями‏ ‎хотим,‏ ‎чтобы ‎за ‎нами ‎приглядывали — хотя ‎нам, ‎разумеется, ‎почти ‎поголовно ‎кажется,‏ ‎что‏ ‎наоборот.

И ‎нам ‎кажется ‎верно — но‏ ‎наличие ‎взаимоисключающих‏ ‎стремлений ‎в‏ ‎человеке‏ ‎не‏ ‎новость. ‎Мы‏ ‎безусловно ‎норовим ‎отстаивать ‎свой‏ ‎суверенитет ‎-‏ ‎но‏ ‎(на‏ ‎днях ‎мы ‎это ‎обсуждали) ‎даже‏ ‎само ‎понятие ‎суверенитета‏ ‎социально,‏ ‎а ‎вовсе‏ ‎не ‎асоциально, ‎ибо ‎выражается‏ ‎суверенитет ‎во ‎власти‏ ‎над‏ ‎другими. ‎А‏ ‎власть ‎- ‎это ‎безусловно ‎взаимодействие, ‎и ‎не‏ ‎вчера‏ ‎замечено,‏ ‎что ‎она‏ ‎меняет ‎не‏ ‎столько ‎управляемых,‏ ‎сколько‏ ‎управляющих.

…Ну ‎так‏ ‎вот. ‎Нетрудно ‎предположить ‎с ‎учётом‏ ‎сказанного ‎выше,‏ ‎что‏ ‎современная‏ ‎наркомания, ‎действительно ‎бьющая ‎рекорды‏ ‎во ‎многих‏ ‎странах ‎планеты,‏ ‎есть‏ ‎один‏ ‎из ‎эффектов ‎наступившего ‎века ‎беспризорности.

Это, ‎кстати, ‎пожалуй, ‎одно ‎из‏ ‎немногих‏ ‎зол ‎нищепанка, ‎от ‎которого‏ ‎из ‎двух‏ ‎«защищённых ‎от‏ ‎перемен»‏ ‎сегментов‏ ‎общества ‎(религиозные‏ ‎общины ‎и ‎богатые) ‎защищён‏ ‎лишь ‎первый:‏ ‎дети‏ ‎миллионеров‏ ‎и ‎президентов ‎упарываются ‎не ‎реже‏ ‎детей ‎работяг.

Отсюда ‎вывод:‏ ‎победить наркоманию,‏ ‎конечно, ‎невозможно‏ ‎- ‎но ‎побеждать её ‎на‏ ‎уровне, ‎приличествующем ‎древним‏ ‎обществам,‏ ‎способна ‎лишь‏ ‎дисциплина.

Повторим:

    1. Легальность ‎мягких‏ ‎стимуляторов ‎и ‎релаксантов ‎(кофе+сигарета ‎с‏ ‎утра,‏ ‎кружка‏ ‎пива ‎после‏ ‎работы).

 

    1. Ритуализация ‎настоящих‏ ‎опьянений.

 

    1. Социальное ‎презрение‏ ‎к‏ ‎зависимости.

 

    1. Контроль.

Этот ‎последний‏ ‎пункт ‎доступен ‎лишь ‎в ‎двух‏ ‎вариантах. ‎Первый‏ ‎-‏ ‎индивидуальный,‏ ‎с ‎приставкой ‎само- (получается ‎не‏ ‎у ‎всех).‏ ‎Второй ‎-‏ ‎социальный,‏ ‎осуществимый‏ ‎в ‎коллективных ‎формациях, ‎опутанных ‎взаимными ‎обязательствами.

…Россия ‎после ‎начала ‎СВО,‏ ‎как‏ ‎известно, ‎заметила ‎один ‎любопытный‏ ‎эффект. ‎Вылетевшая‏ ‎за ‎наши‏ ‎пределы‏ ‎специфическая‏ ‎масса ‎условных‏ ‎пацифистов, осев ‎в ‎Грузии, ‎оказалась‏ ‎массой ‎с‏ ‎высочайшим‏ ‎уровнем‏ ‎разнообразных ‎наркотических ‎зависимостей, ‎одновременно ‎проявив‏ ‎откровенно ‎заниженный ‎уровень‏ ‎способности‏ ‎к ‎какой-либо‏ ‎организации.

Есть ‎основания ‎полагать, ‎что‏ ‎это ‎был ‎выплеск‏ ‎как‏ ‎«индивидуалистов ‎по‏ ‎жизни», ‎так‏ ‎и ‎«индивидуалистов ‎по ‎сиротству». ‎И‏ ‎если‏ ‎первые,‏ ‎возможно, ‎вообще‏ ‎не ‎заметили‏ ‎особых ‎перемен,‏ ‎сменив‏ ‎пельмени ‎на‏ ‎хинкали ‎и ‎продолжив ‎кодить ‎и‏ ‎играть ‎в‏ ‎приставки,‏ ‎-‏ ‎то ‎вторые ‎оказались ‎одновременно‏ ‎в ‎раю‏ ‎(«здесь ‎не‏ ‎винтят‏ ‎за‏ ‎траву») ‎и ‎в ‎аду ‎(«парень ‎совсем ‎съехал ‎на ‎мефедроне,‏ ‎ищу‏ ‎с ‎кем ‎снимать ‎квартиру,‏ ‎одна ‎не‏ ‎потяну»).

Это ‎оргия‏ ‎беспризорности‏ ‎в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎- ‎а ‎общество ‎традиционно‏ ‎съедает ‎беспризорников‏ ‎пачками‏ ‎и‏ ‎поколениями, ‎не ‎давясь.

Автор ‎этих ‎взволнованных‏ ‎строк ‎в ‎силу‏ ‎трудовой‏ ‎биографии ‎видал‏ ‎немало ‎наркоманов, ‎алкоголиков ‎и‏ ‎игрозависимых ‎на ‎разных‏ ‎стадиях‏ ‎соответствующих ‎карьер.‏ ‎Среди ‎них‏ ‎были ‎люди ‎из ‎богатых ‎семей‏ ‎и‏ ‎из‏ ‎бедных, ‎дети‏ ‎многодетных ‎родителей‏ ‎и ‎сироты.‏ ‎Единственным‏ ‎качеством, ‎объединявшим‏ ‎их ‎- ‎была ‎практическая ‎беспризорность,‏ ‎то ‎есть‏ ‎отсутствие‏ ‎ежедневных‏ ‎обязательств ‎перед ‎другими.

В ‎свете‏ ‎этого ‎вопрос‏ ‎о ‎том,‏ ‎как‏ ‎быть‏ ‎с ‎закладками, ‎имеет ‎свой ‎очевидный ‎ответ: ‎человек ‎должен ‎быть‏ ‎при‏ ‎деле ‎и ‎среди ‎себе‏ ‎подобных. ‎Если‏ ‎вокруг ‎нет‏ ‎подобных‏ ‎ему‏ ‎- ‎он‏ ‎уподобится ‎тем, ‎кого ‎отыщет.

И‏ ‎никакое ‎государство‏ ‎тут,‏ ‎как‏ ‎легко ‎понять, ‎ничем ‎ему ‎не‏ ‎поможет. ‎Государство ‎может‏ ‎только‏ ‎взять ‎его,‏ ‎уже ‎уподобившегося ‎кому ‎не‏ ‎следует, ‎и ‎оформить‏ ‎по‏ ‎228-й, ‎и‏ ‎использовать ‎в‏ ‎«Шторм ‎Z».

Поэтому ‎люди ‎с ‎качественной‏ ‎волей‏ ‎к‏ ‎самосохранению ‎-‏ ‎ищут, ‎кому‏ ‎уподобиться ‎так,‏ ‎чтобы‏ ‎не ‎умереть,‏ ‎и ‎находят: ‎в ‎спортивных ‎и‏ ‎волонтёрских ‎организациях,‏ ‎в‏ ‎семьях,‏ ‎в ‎церковных ‎общинах. ‎И‏ ‎наваливают ‎на‏ ‎себя ‎обязательства,‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎дают ‎себе ‎бродить ‎без ‎присмотра.

И ‎под ‎присмотром ‎- ‎иногда‏ ‎под‏ ‎хмельком, ‎иногда ‎под ‎фенибутом,‏ ‎иногда ‎под‏ ‎каким-нибудь ‎сериалом,‏ ‎ибо‏ ‎действительность‏ ‎тяжела ‎-‏ ‎продолжают ‎нести ‎на ‎себе‏ ‎бремя ‎мира.

…А‏ ‎искоренить‏ ‎упоротость‏ ‎как ‎идею ‎невозможно. ‎Здесь ‎уместно‏ ‎вспомнить ‎банальный ‎факт:‏ ‎чтобы‏ ‎сделать ‎брагу,‏ ‎нужна ‎трёхлитровая ‎банка, ‎фрукты,‏ ‎сахар ‎и ‎резиновая‏ ‎перчатка‏ ‎(порой ‎не‏ ‎обязательно ‎даже‏ ‎искать ‎дрожжи, ‎они ‎летают ‎в‏ ‎воздухе,‏ ‎африканцы‏ ‎так ‎делают‏ ‎свой ‎пальмовый‏ ‎тодди). ‎Миллионы‏ ‎советских‏ ‎балконов ‎передавали‏ ‎привет Горбачёву ещё ‎на ‎памяти ‎ныне‏ ‎живущих.

И ‎даже‏ ‎если‏ ‎каким-то‏ ‎образом ‎истребить ‎нецелевое ‎использование‏ ‎рафинада ‎и‏ ‎яблок ‎-‏ ‎у‏ ‎граждан‏ ‎всё ‎равно ‎останется ‎«собачий кайф» с ‎придушиванием ‎(и ‎кто-то ‎будет‏ ‎от‏ ‎него ‎случайно ‎умирать ‎молодым).

К‏ ‎сказанному ‎остаётся‏ ‎добавить ‎один‏ ‎поучительный‏ ‎случай‏ ‎из ‎жизни.‏ ‎У ‎автора ‎этих ‎взволнованных‏ ‎строк ‎был‏ ‎один‏ ‎коллега,‏ ‎брат ‎известного ‎военкора ‎и ‎сам‏ ‎военкор. ‎В ‎середине‏ ‎февраля‏ ‎он ‎вынул‏ ‎закладку ‎с ‎травой ‎и‏ ‎повёл ‎себя ‎на‏ ‎улице‏ ‎при ‎виде‏ ‎полицейских ‎столь‏ ‎нервно, ‎что ‎его ‎досмотрели. ‎Через‏ ‎неделю‏ ‎какие-то‏ ‎недруги ‎слили‏ ‎факт ‎задержания‏ ‎в ‎СМИ,‏ ‎и‏ ‎с ‎тех‏ ‎пор ‎его ‎публикаций ‎не ‎появляется.

Можно‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎два‏ ‎грамма‏ ‎испортили ‎взрослому ‎парню ‎(по-моему,‏ ‎даже ‎семейному)‏ ‎жизнь ‎и‏ ‎карьеру.

Но‏ ‎кто,‏ ‎спрашивается, ‎приглядывал ‎за ‎взрослым ‎семейным ‎парнем ‎в ‎тот ‎момент,‏ ‎когда‏ ‎он ‎брёл ‎по ‎заснеженной‏ ‎столице, ‎ломящейся‏ ‎от ‎разрешённых‏ ‎веществ,‏ ‎раскапывать‏ ‎в ‎сугробе‏ ‎запрещённое? ‎Кому ‎он ‎был‏ ‎подобен ‎в‏ ‎этот‏ ‎момент?‏ ‎Перед ‎кем ‎ощущал ‎свою ‎ответственность?‏ ‎Перед ‎кем ‎исполнял‏ ‎обязательства?

Ответы‏ ‎на ‎эти‏ ‎вопросы ‎очевидны: ‎никто, ‎никому‏ ‎достойному, ‎ни ‎перед‏ ‎кем,‏ ‎ни ‎перед‏ ‎кем.

Нет обязательств? Здравствуй, системная деградация.
Нет внешнего принуждения (на самопринуждение, увы, способны не только лишь все)? Здравствуй, системная деградация.
Нет постоянной борьбы против упарывания? Здравствуй, системная деградация.
Нет ежедневного сверхусилия? Ну, вы поняли.

И нет, это невозможно исправить, просто напечатав и раздав всем денех, как оно было много десятилетий принято в Оплоте Швабодки.

ЖЖ: ifc

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: