Сны о великом настоящем. Государственник

Бывают статьи, которые опасно читать для своего психического здоровья — если, естественно, у читающего присутствует мозг, как девайс для распознания мира и выбора между категориями «хорошо-плохо», добро-зло», «правда-враки».

Сегодняшняя как раз из этих — тихо подвывать и стучать лысиной по паркету ваш автор начал прямо с первого абзаца. Предположим, что автор и его читатели не относятся к альтернативно одаренным — тогда для кого пишут такие статьи? Я не готов лезть в макроэкономические показатели, дабы указать на дурость тех, кто строчит подобное — но если это пишут, то спрос точно есть.

Итак, смакуем:

Китай производит автомобили, в то время как его лидеры направляют наличные деньги и кредиты в высокотехнологичную промышленность в попытке оживить умирающую экономику страны.

Я бы понял, если бы Зе Економист был журналом фантастики — но ведь нет! Он позиционирует себя серьезным изданием, оказывающим влияние на власти и бизнес не только в рiдной Британии, но и по всему либеральному миру.

То есть, китайцы с их ростом в 4,9% — это умирающая экономика. Ага, понял. А Британия, которая вместе с Германией и Японией официально находится в состоянии рецессии — это лидеры развития. Хорошо, проникся, но есть еще пара-тройка вопросов. Безобидных, но тупых.

Впрочем, обо всем по порядку. Когда в 2014 году товарищ Си впервые прибыл в Рурский район, немцы встречали его оркестром, красными дорожками, всякими разными шахтерскими песнями и уверениями в вечной плодотворной дружбе на столетия вперед. Тогда визит товарища Си был приурочен к первому поезду, который за две недели привез товары из далекого Чунцина в Германию, причем прямо через заснеженную по уши Россию.

Прошло десять лет. Вместо товарища Си в Германию приехал товарищ Лю Хуэй, дабы поприветствовать пришедшее торговое судно BYD Explorer № 1, которое привезло в своем чреве три тысячи электроповозок — и в этот же день Евросоюз объявил о наличии доказательств, что китайцы нагло и преступно субсидируют производство электроповозок, мечтая захватить Европу дешевыми товарами.

Да, мы уже поняли, что китайцы нехорошие — но кто мешает производить точно такие же товары на территории Европы? А я вам скажу, кто — фрау Урсула и ее подельники по брюссельскому Рейхскомиссариату.

Урсула фон дер Ляйен, президент Еврокомиссии, предупредила Китай не “стремиться ко дну” в области зеленых технологий. Великобритания начала расследование в отношении экскаваторов в стране. Эммануэль Макрон, президент Франции, примет Си Цзиньпина в мае. По словам дипломатов, он выступит с “решительными заявлениями” по вопросам торговли.

Душка Макрон вообще любит решительно заявлять — правда, хватает его не на слишком долгий срок. К слову, в среду Бразилия официально отказалась от поставок вооружения и боеприпасов в Северное Причерноморье — а уж как месье держал президента Лулу за руки, как томно и призывно вздыхал, как строил глазки! Ничего не помогло, три дня визита в Бразилию пошли по давно известному в гинекологии адресу.


По поводу британских экскаваторов — как-то совершенно внезапно выяснилось, что Британия не производит собственную тяжелую технику. Вообще. То есть, те же экскаваторы, скреперы и большегрузные машины британские бизнесмены покупают там, где они дешевле — а где они дешевле всего? Правильно, в Юго-Восточной Азии.

Конечно же, британцы могут покупать и кошерные «Катерпиллеры», но там такой ценник, что жаба по ночам будет душить с особым наслаждением — и ни один «Зе Економист» изменить это не способен. Жаба сугубо индивидуальное явление, она душит конкретного покупателя, а не редакцию желтого боевого листка

Но чу! Смакуем дальше, ибо там есть от чего выпасть в осадок:

Страны от Бразилии до Индии предпринимают шаги по блокированию экспорта Китая.

Ээээ… как бы немножко не так. Вернее, совсем не так. Да, есть ряд товаров, который блокирует та же Бразилия — ну согласитесь, глупо везти в страну кофе свой кофе, выращенный предприимчивыми китайцами. Это все равно, если бы Ангола начала поставлять в Эквадор бананы — там свои девать некуда, скотина уже не жрет, брезгливо отворачивается.

Но та же бразильская медицина (как и индийская, к слову) давно живет только на прекурсорах из Поднебесной; китайские прекурсоры в Южной Америке как раз на пике популярности, от Уругвая до Мексики — и эпидемия фентанила в США является прямым следствием этой растущей популярности.

Согласно исследователям МВФ, Европа является регионом мира, наиболее открытым для торговли и инвестиций. В ЕС объем торговли товарами и услугами составляет 44% от ВВП, что почти вдвое больше, чем в Америке.

Хвалиться, что у тебя экономика услуг — это некомильфо, миль пардон. Это, по крайней мере, довольно странно, особенно на фоне падения промышленного производства много месяцев подряд — но то, о чем идет речь далее, заставляет оторопеть самых отъявленных лжецов.

Как блок, основанный на правилах, ЕС неохотно нарушает торговые правила слишком откровенно, возводя барьеры. То же самое относится и к Великобритании, которая всегда поддерживала свободную торговлю.

Чего, простите? Заградительные санкции на Россию кто накладывал, марсиане? Причем впереди собственного визга и американского паровоза?

Но смешно даже не это — смешно то, что между Евросоюзом и Британией давно уже такие торговые препоны, что товарищ Ким позавидует. Мало того, что из ЕС на острова практически втрое сократился переток товаров, капиталов и людей — речь зашла о блокировании доступа европейских рыбаков в исключительную экономическую зону Королевства, ибо эти проклятые французы вылавливают слишком много суверенной британской трески.

Новый китайский шок приходится на ужасное время для европейской промышленности. Она все еще переживает энергетический шок, вызванный вторжением России на Украину, которое началось как раз в тот момент, когда национальные лидеры пытались ускорить переход к «зеленой» экономике.

Смею заметить, что энергетический кризис в Европе начался за полгода до того, как агрессивная Россия агрессивно напала — и напомню, что в те времена один мегаватт-час электроэнергии стоил от 20 до 22 евро. Сейчас он втрое дороже — и это прямое следствие энергетической и экономической политики Евросоюза. Если вы возомнили себя рынком покупателя, не стоит удивляться, когда «вдруг» продавцы свинтили на иные рынки — и ведь это начало происходить задолго до агрессии агрессивной России. Катар, крупнейший поставщик СПГ в мире, свои поставки в Евросоюз сократил на 47% еще в 2017 году, нефтяных войн и прочих рыночных безобразий. Катару стала выгодна Азия, ибо там спрос рос самым диким образом — а Европа осталась на растерзание Газпрому.

Понятно, что со взрывом Северных потоков Европу обрекли на энергетическое прозябание — на население газа хватает, а на промышленность уже не очень. И дело не только в физической нехватке: если метан стоит, как чистый гелий, очень трудно объяснить бизнесменам, что нужно подождать и все наладится само собой. Не наладится, ожидание приводит к краху — следовательно, исход европейской промышленности в другие края был предопределен заранее, Тут не помогут танцы с бубном и гадание на картах таро — тут даже красивые и звучные лозунги не помогут, ибо кушать хочется уже сегодня, а хлебушек обещают через неделю. Или через две.

Финансовая щедрость во время пандемии и энергетического кризиса с тех пор сменилась сокращением. Жесткие ограничения дефицита Германии вынудили страну сократить расходы в этом году, а в 2025 году их будет еще больше. Франция только что объявила, что ее дефицит в 2023 году составил 5,5% от ввп, что значительно выше прогнозов. Она уже прибегла к тому, что Брюно Ле Мэр, ее министр финансов, называет “экстренным торможением”, сократив расходы на 10 млрд евро, чтобы вернуть налогово-бюджетную политику в нужное русло.

Кто не любит Брюно ле Мера? Я его просто обожаю — он на посту аграрного министра Франции оказался единственным человеком, не подозревавшем о существовании гектара — и это не шутка.

Поскольку экономика континента страдает от российского шока 2022 года, как она будет адаптироваться к новому шоку со стороны Китая и, возможно, из Америки? Первый удар по Китаю пришелся на 2001 год, когда страна вступила в ВТО и выиграла от снижения торговых барьеров, что создало проблему для западных производителей. В Америке некоторые регионы и секторы сильно пострадали. Европа отделалась более легким испугом, отчасти потому, что шок совпал с присоединением стран Центральной и восточной Европы к ЕС. Быстрое развитие новых членов ЕС поддержало рост производительности труда в блоке и создало спрос на западные товары.

Я правильно понимаю, что Китай с умирающей экономикой выиграл от удара по нему? Я один уловил эту логическую несостыковку, когда вы хороните кого-то из старших родственников, а покойник встает из гроба и дает хороших люлей присутствующим за слишком громкие песни радости?

На этот раз все будет по-другому. Хотя Китай движется к высокотехнологичному производству в ответ на свои экономические трудности, Си также стремится отучить страну от западной промышленности. Он хочет добиться технологического лидерства в секторах, которые, по его мнению, необходимы для укрепления страны, таких как промышленные роботы и железнодорожное оборудование.

Более слабый Китай, стремящийся быть менее зависимым от иностранных поставок, будет покупать меньше автомобилей, меньше машин и меньше высокотехнологичного оборудования — именно тех товаров, которые увеличили европейский экспорт во время первого китайского шока. Экономика Китая также намного больше, чем была на рубеже тысячелетий. Как отмечает Адам Вулф из консалтинговой компании Absolute Strategy, рост китайского экспорта с 2019 года — умеренный по отношению к ВВП страны — уже ощущается как всемирный потоп в других странах.

Даже не хочу это комментировать, ибо есть отчеты МВФ, показывающие, что рост экономики КНР наполовину обеспечен внутренним спросом. Если страна, которая производит и продает 3 млн автомобилей только на внутреннем рынке, считается слабеющей, то какой нужно считать Британию? Учитывая, что давно уже почти ВСЕ британские автоконцерны принадлежат китайцам? Где логика, я вас спрашиваю?

Согласно данным Маттиаса Шмидта, автомобильного консультанта, китайские бренды уже составляют 9% рынка чистых аккумуляторов в Западной Европе. По всему континенту количество новых регистраций потребительских автомобилей китайских брендов более чем удвоилось в период с 2022 по 2023 год. Французские, немецкие и итальянские массовые бренды, по-видимому, особенно уязвимы перед конкуренцией. Аналитики банка UBS считают, что доля “старых” автопроизводителей на мировом рынке упадет с 81% сегодня до 58% к 2030 году.

Суть вот в чем — и я понимаю беспокойство европейцев по этому поводу: в настоящий момент в мире чуть более 70 ведущих автобрендов, от индийских и иранских до европейских и американских. Партия и правительство Китая еще лет пять-шесть тому назад поставили задачу довести количество собственных автобрендов до сотни и выше, что мы сегодня и наблюдаем на дорогах России — но мы-то пока больше внимания уделяем танкам, нежели автомобилям, так что с нами все понятно. А вот европейцы в явном затруднении — там, где Китаю не дают скупить европейские автоконцерны на корню, китайцы скупают техников, инженеров и дизайнеров, платя им втрое выше. Так тоже можно решать свои задачи — никто ведь не мешает европейцам перекупить этих людей обратно?

Европейские лидеры особенно заинтересованы в развитии экологически чистой промышленности, поскольку они вкладывают миллиарды в изменение климата. Тем не менее, европейским компаниям, производящим продукцию для массового рынка, будет трудно конкурировать со стоимостью, предлагаемой их китайскими конкурентами. Например, Китай уже доминирует на рынке ветряных турбин, его доля на рынке составит 60% в 2022 году, по данным Глобального совета по ветроэнергетике, отраслевого органа.

Это обеспечивает его производителям масштаб, необходимый для дальнейших инноваций. И события развиваются только в одном направлении. Индекс цен производителей Китая, который измеряет цены на выходе с завода, падал в течение 17 месяцев и находится примерно на уровне 2019 года. Аналогичный показатель для ЕС, даже без учета затрат на энергоносители, почти на четверть выше уровня четырехлетней давности.

Ужас какой. А Глобальный совет по ветроэнергетике не упоминает, что доля Китая в производстве компонентов для ветровых турбин давно уже за 80%? Нет?

Но главная суть статьи вовсе не в агрессивной России и коварном Китае — тут все закручено куда хитрее.

Расходы Европы на снижение рисков станет труднее нести, если Трамп победит в ноябре. Новые сборы — мрачная перспектива для экспортеров континента, которые в прошлом году продали в Америку товаров на 500 миллиардов евро. Действительно, у 20 из 27 государств-членов ЕС было положительное сальдо торговли товарами со страной.

Г-н Трамп разжигал напряженность во время своего первого срока, когда Америка ввела высокие тарифы на алюминий и сталь, ударив по европейским производителям. Европа ответила своими собственными тарифами на американские товары, включая бурбон и мотоциклы. Потребовался приход Джо Байдена, чтобы обе стороны достигли (несколько шаткого) перемирия. Трамп 2.0 мог быть гораздо более болезненным. Бывший президент предложил 10%-ный тариф на весь американский импорт. Роберт Лайтхайзер, который консультирует его по вопросам торговли, пошел дальше, утверждая недавно в The Economist, что еще более жесткие тарифы могут быть “необходимы”.

Вот он, главный редиска планеты, — и, судя по тону статьи, его приход в Белый дом уже сейчас вызывает фантомные болевые ощущения где-то ниже поясницы — Трамп уже научил европейцев, что за все нужно платить. Тем более платить в пользу гегемона, ибо он первый в списке нуждающихся. Не будете платить — отключим демократию!

«- Китай скоро загнется!» — дописал репортер «Зе Економист», взглянул на почти догоревшую лучину и горько заплакал — завтра ему писать о небывалом успехе Британии на экономическом поприще.
Впрочем, не все потеряно — репортер вовремя вспомнил о «Дне видимости трансгендеров», который пришелся как раз на католическую Пасху. Это и есть успех, понял он — пока существуют люди с опахалами, воткнутыми в филейную часть, демократии и Британии ничего не грозит.

Ибо это и есть сияющее настоящее — а грязная работа пусть достается русским, китайцам и прочим туземцам. Когда у тебя премьер-министр индус, Лондоном рулит пакистанец, Уэльсом и тамошними лейбористами руководит замбиец, а самый главный в Шотландии тоже из пакистанцев, то жизнь прекрасна и очень удивительна — это и есть демократия.

Осталось негра сделать королем — впрочем, это уже к Меган Маркл, она вполне может обеспечить.

И только противный Трамп грозит все поломать.

Государственник
https://dzen.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: