Честертон смотрит на российских чиновников как на нечто знакомое. Роман Носиков

В ‎последнее‏ ‎время ‎в ‎России ‎возникла ‎странная‏ ‎мода ‎—‏ ‎заменять‏ ‎изображения ‎православных ‎крестов ‎шариками.

Вот,‏ ‎например, ‎тактильная‏ ‎модель ‎собора ‎Успения ‎Пресвятой‏ ‎Богородицы‏ ‎(Успенский ‎собор)‏ ‎во ‎Владимире.

А ‎вот‏ ‎такая ‎уличная‏ ‎металлическая ‎тактильная‏ ‎модель‏ ‎Успенского‏ ‎собора ‎и ‎Соборной‏ ‎звонницы ‎открылась‏ ‎в ‎Ростове‏ ‎Великом.

Все‏ ‎то ‎же‏ ‎самое ‎— ‎в ‎Суздале.

Углич:



И ‎все‏ ‎это ‎—‏ ‎деятельность‏ ‎холдинга‏ ‎ТАСС ‎и ‎Министерства ‎Культуры.

Многие ‎из‏ ‎нас ‎пытались ‎это‏ ‎объяснить‏ ‎чем-то ‎типа‏ ‎безопасности ‎для ‎слабовидящих‏ ‎— ‎чтобы‏ ‎не ‎поцарапались.

Но‏ ‎кто‏ ‎мог ‎поцарапаться‏ ‎о ‎знак‏ ‎Санкт-Петербургского ‎Университета?

Вот ‎таким ‎логотип ‎был‏ ‎раньше:

А‏ ‎вот‏ ‎таким ‎его‏ ‎сделали ‎сейчас:

А‏ ‎что ‎это‏ ‎за‏ ‎спиной ‎у‏ ‎приглашённых ‎гостей ‎в ‎доме ‎национальностей?

А‏ ‎что ‎произошло‏ ‎с‏ ‎Исаакиевским ‎Собором? ‎Кого ‎он‏ ‎поцарапал?

В ‎общем‏ ‎не ‎из-за ‎слепых ‎это‏ ‎все.‏ ‎Это ‎—‏ ‎из-за ‎зрячих.

И ‎эти‏ ‎зрячие ‎по‏ ‎какой-то ‎причине‏ ‎решили,‏ ‎что‏ ‎крестам ‎не ‎место‏ ‎в ‎публичном‏ ‎пространстве. ‎И‏ ‎заменили‏ ‎кресты ‎шариками.

И‏ ‎тут ‎есть ‎место ‎для ‎конспирологии.‏ ‎Дело ‎в‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎один ‎из ‎моих ‎самых ‎любимых‏ ‎писателей ‎— ‎Гилберт‏ ‎Честертон‏ ‎написал ‎прекрасное,‏ ‎незаслуженно ‎забытое ‎сейчас‏ ‎произведение ‎«Шар‏ ‎и ‎крест».

Вот‏ ‎отрывок:

«Профессор‏ ‎погладил ‎огромный,‏ ‎шар, ‎словно‏ ‎гигантского ‎зверя, ‎и ‎сказал:
— Вот ‎это‏ ‎по‏ ‎мне!
— Что‏ ‎же ‎именно?‏ ‎— ‎спросил‏ ‎монах.
— Да ‎вот‏ ‎это,‏ ‎— ‎повторил‏ ‎профессор. ‎— ‎Люблю ‎этот ‎символ.‏ ‎Как ‎он‏ ‎завершен,‏ ‎как ‎довлеет ‎себе! ‎Я‏ ‎говорил ‎вам,‏ ‎мой ‎милый, ‎что ‎могу‏ ‎опровергнуть‏ ‎ваши ‎бредни,‏ ‎отталкиваясь ‎от ‎чего‏ ‎угодно; ‎Что‏ ‎же ‎выразит‏ ‎лучше‏ ‎разницу‏ ‎наших ‎мировоззрений? ‎Шар‏ ‎сообразен ‎разуму,‏ ‎крест ‎—‏ ‎несообразен.‏ ‎Шар ‎—‏ ‎логичен, ‎крест ‎— ‎нелеп ‎и‏ ‎произволен. ‎Шар‏ ‎в‏ ‎ладу‏ ‎с ‎самим ‎собою, ‎крест ‎себя‏ ‎отрицает. ‎Крест ‎—‏ ‎это‏ ‎спор ‎противных‏ ‎друг ‎другу ‎линий,‏ ‎и ‎примирить‏ ‎их ‎нельзя.‏ ‎Он‏ ‎противоречив ‎по‏ ‎самой ‎своей‏ ‎форме.
— Вы ‎совершенно ‎правы, ‎— ‎отвечал‏ ‎монах.‏ ‎—‏ ‎Мы ‎не‏ ‎страшимся ‎противоречий.‏ ‎Человек ‎—‏ ‎это‏ ‎противоречие: ‎он‏ ‎тем ‎и ‎выше ‎собратьев ‎своих,‏ ‎животных, ‎что‏ ‎способен‏ ‎к ‎падению. ‎Вы ‎говорите,‏ ‎крест ‎—‏ ‎нелеп ‎и ‎произволен. ‎Форма‏ ‎креста‏ ‎произвольна ‎и‏ ‎нелепа, ‎как ‎человеческое‏ ‎тело».

Прочитайте. ‎Получите‏ ‎невероятное, ‎уже‏ ‎забытое‏ ‎современным‏ ‎человеком ‎наслаждение ‎от‏ ‎общения ‎с‏ ‎тем, ‎кто‏ ‎действительно‏ ‎верит ‎в‏ ‎то, ‎что ‎вам ‎говорит ‎и‏ ‎как ‎следует‏ ‎обдумал‏ ‎каждое‏ ‎слово.

В ‎этом, ‎как ‎я ‎полагаю,‏ ‎и ‎проблема.

Удаление ‎креста‏ ‎с‏ ‎символов ‎без‏ ‎сомнения ‎будет ‎нам‏ ‎подаваться ‎как‏ ‎акт ‎некоей‏ ‎вежливости‏ ‎в ‎отношении‏ ‎тех ‎наших‏ ‎соотечественников ‎и ‎гостей, ‎которые ‎исповедуют‏ ‎иные‏ ‎религии.

Само‏ ‎предположение, ‎что‏ ‎эти ‎наши‏ ‎гости ‎и‏ ‎соотечественники‏ ‎нуждаются ‎в‏ ‎подобной ‎«вежливости», ‎говорит ‎нам ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎те,‏ ‎кто ‎за ‎нас ‎этот‏ ‎акт ‎вежливости‏ ‎совершает, ‎подозревают ‎этих ‎гостей‏ ‎и‏ ‎соотечественников ‎во‏ ‎взбалмошности, ‎неумении ‎уважать‏ ‎чужой ‎труд,‏ ‎историю ‎и‏ ‎убеждения.

Или,‏ ‎что‏ ‎ещё ‎хуже, ‎желают‏ ‎воспитать ‎в‏ ‎гостях ‎и‏ ‎соотечественниках‏ ‎эти ‎качества.‏ ‎По ‎крайней ‎мере, ‎в ‎отношении‏ ‎нас.

Люди, ‎подталкивающие‏ ‎нас‏ ‎к‏ ‎таким ‎«вежливостям» ‎по ‎причине ‎утраты‏ ‎привычки ‎иметь ‎убеждения,‏ ‎полагают,‏ ‎что ‎разногласия‏ ‎и ‎противоречия ‎в‏ ‎убеждениях ‎ведут‏ ‎к ‎конфликтам.

Им‏ ‎неведомо‏ ‎то ‎уважение,‏ ‎которое ‎испытывают‏ ‎друг ‎к ‎другу ‎люди, ‎которые‏ ‎исповедуют‏ ‎разные‏ ‎убеждения ‎в‏ ‎том ‎случае,‏ ‎если ‎эти‏ ‎убеждения‏ ‎подлинны ‎и‏ ‎оплачены ‎жертвами.

Попытка ‎объяснить, ‎что ‎наши‏ ‎убеждения, ‎наша‏ ‎история,‏ ‎наша ‎культура ‎— ‎в‏ ‎наших ‎глазах‏ ‎это ‎не ‎то, ‎ради‏ ‎чего‏ ‎мы ‎готовы‏ ‎на ‎конфликт, ‎—‏ ‎это ‎проигрышная‏ ‎стратегия. ‎

Готовность‏ ‎поступаться‏ ‎убеждениями,‏ ‎прятать ‎их ‎—‏ ‎у ‎человека,‏ ‎имеющего ‎убеждения,‏ ‎вызывает‏ ‎презрение. ‎У‏ ‎хама ‎— ‎азарт. ‎Мы ‎теряем‏ ‎достойного ‎союзника‏ ‎и‏ ‎приобретаем‏ ‎недостойного ‎врага. ‎

Но ‎реальное ‎содержание‏ ‎проблемы ‎не ‎в‏ ‎«вежливости»‏ ‎по ‎отношению‏ ‎к ‎иноверцам.

Реальное ‎содержание‏ ‎деятельности ‎ТАСС,‏ ‎Минкульта, ‎дома‏ ‎национальностей,‏ ‎ректората ‎СПБГУ‏ ‎в ‎перемещении‏ ‎православия ‎в ‎прошлое.

Чиновники ‎полагают ‎эти‏ ‎убеждения‏ ‎—‏ ‎музейными ‎экспонатами.‏ ‎Чем-то ‎вроде‏ ‎сабель ‎и‏ ‎мечей‏ ‎из ‎Оружейной‏ ‎Палаты ‎— ‎красивыми ‎пережитками, ‎которым‏ ‎уже ‎никогда‏ ‎не‏ ‎поучаствовать ‎в ‎реальной ‎жизни‏ ‎и ‎смерти.

Крест‏ ‎мешает ‎им, ‎а ‎не‏ ‎неким‏ ‎вымышленным ‎иноверцам.‏ ‎Иноверцы ‎— ‎это‏ ‎лишь ‎повод,‏ ‎тактический ‎союзник‏ ‎в‏ ‎борьбе‏ ‎за ‎вытеснения ‎«мракобесия»‏ ‎из ‎сознания‏ ‎нации.

Для ‎них‏ ‎традиция‏ ‎— ‎это‏ ‎не ‎о ‎Вечности. ‎Для ‎них‏ ‎традиция ‎—‏ ‎это‏ ‎то,‏ ‎что ‎сковывает ‎манёвр, ‎делает ‎народ‏ ‎слишком ‎неподатливым ‎и‏ ‎капризным‏ ‎материалом ‎для‏ ‎внедрения ‎новых ‎идей‏ ‎и ‎социальных‏ ‎форм.

В ‎чем-то‏ ‎они‏ ‎правы ‎—‏ ‎традиция ‎часто‏ ‎используется ‎противниками ‎прогресса ‎для ‎саботажа‏ ‎необходимых‏ ‎нововведений‏ ‎— ‎борьбы‏ ‎с ‎семейным‏ ‎насилием, ‎защиты‏ ‎детей,‏ ‎реформ ‎образования,‏ ‎пенсионной ‎реформы ‎и ‎так ‎далее.

Но‏ ‎попытка ‎выдавить‏ ‎традицию‏ ‎в ‎маргинальность ‎— ‎не‏ ‎приведёт ‎к‏ ‎решению ‎задачи. ‎Она ‎приведёт‏ ‎к‏ ‎маргинализации ‎решения.

Невозможно‏ ‎безнаказанно ‎маргинализировать ‎то,‏ ‎на ‎что‏ ‎периодически ‎приходится‏ ‎опираться‏ ‎для‏ ‎решения ‎глобальных ‎исторических‏ ‎задач.

Лично ‎я‏ ‎предлагаю ‎бороться‏ ‎со‏ ‎злостной ‎толерантностью‏ ‎с ‎помощью ‎уголовного ‎кодекса. ‎Для‏ ‎этого ‎в‏ ‎нем‏ ‎есть‏ ‎целых ‎две ‎статьи: ‎1) ‎282‏ ‎— ‎«Разжигание» ‎и‏ ‎148‏ ‎— ‎«Нарушение‏ ‎права ‎на ‎свободу‏ ‎совести ‎и‏ ‎вероисповеданий».

Кроме ‎этого,‏ ‎есть‏ ‎прекрасная ‎статья‏ ‎в ‎Административном‏ ‎Кодексе ‎— ‎5.26. ‎«Нарушение ‎законодательства‏ ‎о‏ ‎свободе‏ ‎совести, ‎свободе‏ ‎вероисповедания ‎и‏ ‎о ‎религиозных‏ ‎объединениях»

«Умышленное‏ ‎публичное ‎осквернение‏ ‎религиозной ‎или ‎богослужебной ‎литературы, ‎предметов‏ ‎религиозного ‎почитания,‏ ‎знаков‏ ‎или ‎эмблем ‎мировоззренческой ‎символики‏ ‎и ‎атрибутики‏ ‎либо ‎их ‎порча ‎или‏ ‎уничтожение‏ ‎-

влечет ‎наложение‏ ‎административного ‎штрафа ‎на‏ ‎граждан ‎в‏ ‎размере ‎от‏ ‎тридцати‏ ‎тысяч‏ ‎до ‎пятидесяти ‎тысяч‏ ‎рублей ‎либо‏ ‎обязательные ‎работы‏ ‎на‏ ‎срок ‎до‏ ‎ста ‎двадцати ‎часов; ‎на ‎должностных‏ ‎лиц ‎—‏ ‎от‏ ‎ста‏ ‎тысяч ‎до ‎двухсот ‎тысяч ‎рублей».

Если‏ ‎кто-то ‎убирает ‎с‏ ‎изображений‏ ‎кресты, ‎потому‏ ‎что ‎считает ‎их‏ ‎оскорбительными, ‎—‏ ‎следовательно, ‎тот‏ ‎считает‏ ‎христианство ‎неприличным,‏ ‎постыдным. ‎Значит,‏ ‎он ‎нарушает ‎право ‎православных ‎христиан‏ ‎на‏ ‎православную‏ ‎символику ‎и‏ ‎разжигает ‎в‏ ‎отношении ‎христиан‏ ‎межконфессиональную‏ ‎рознь. ‎Если‏ ‎он ‎полагает, ‎что ‎наши ‎символы‏ ‎оскорбляют ‎мусульман‏ ‎и‏ ‎иудеев, ‎значит ‎он ‎полагает‏ ‎иудеев ‎и‏ ‎мусульман ‎людьми, ‎лишёнными ‎способности‏ ‎к‏ ‎уважению, ‎хамами‏ ‎и ‎шовинистами.

«Сначала ‎вы‏ ‎отрицаете ‎крест;‏ ‎потом ‎—‏ ‎все‏ ‎на‏ ‎свете. ‎Мы ‎согласимся,‏ ‎когда ‎скажут,‏ ‎что ‎нельзя‏ ‎загонять‏ ‎силой ‎в‏ ‎церковь, ‎но ‎вы ‎немедленно ‎скажете,‏ ‎что ‎никто‏ ‎не‏ ‎ходит‏ ‎туда ‎по ‎доброй ‎воле. ‎Мы‏ ‎не ‎спорим ‎тогда,‏ ‎когда‏ ‎вы ‎сомневаетесь‏ ‎в ‎существовании ‎рая,‏ ‎но ‎вслед‏ ‎за ‎этим‏ ‎вы‏ ‎отрицаете ‎существование‏ ‎Англии. ‎Сперва‏ ‎вы ‎ненавидите ‎все, ‎что ‎не‏ ‎сведешь‏ ‎к‏ ‎логике, ‎потом‏ ‎— ‎просто‏ ‎все, ‎ибо‏ ‎ничто‏ ‎в ‎мире‏ ‎не ‎сводится ‎к ‎логике ‎без‏ ‎остатка».

Лично ‎я‏ ‎намерен‏ ‎направить ‎в ‎прокуратуру ‎соответствующие‏ ‎заявления ‎уже‏ ‎в ‎понедельник. ‎И ‎призываю‏ ‎друзей‏ ‎присоединится.

Текст ‎открыт‏ ‎по ‎принципиальным ‎соображениям.‏ ‎

P. ‎S.‏ ‎Вообще ‎впереди‏ ‎перед‏ ‎нами‏ ‎отрывается ‎мир, ‎в‏ ‎котором ‎самой‏ ‎большой ‎роскошью‏ ‎—‏ ‎такой ‎же‏ ‎как ‎свой ‎дом, ‎многодетная ‎счастливая‏ ‎семья ‎с‏ ‎живой‏ ‎любимой‏ ‎женщиной, ‎настоящие ‎друзья ‎и ‎настоящее‏ ‎мясо ‎на ‎угольном‏ ‎гриле‏ ‎— ‎будут‏ ‎убеждения. ‎Настоящие. ‎Собственные.‏ ‎Оплаченные ‎опытом‏ ‎и ‎всегда‏ ‎готовые‏ ‎к ‎обналичиванию‏ ‎в ‎цене‏ ‎крови. ‎А ‎не ‎выписанные ‎по‏ ‎талонам‏ ‎и‏ ‎не ‎скачанные‏ ‎с ‎обновлением‏ ‎прошивки ‎смартфона.

Роман Носиков
https://sponsr.ru


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0666841/data/www/russiapost.su/wp-includes/comment.php on line 959

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: