Книга «Холодная война в области культуры: ЦРУ и мир искусства и литературы»

e4t0-UOxR6U

ЦРУ ради победы «в идеологической войне» против Советского Союза искажало содержание литературных произведений при их экранизации. И даже выступило продюсером ряда лент, призванных способствовать противостоянию советской пропаганде в послевоенной Европе, где были в то время сильны симпатии к коммунистической идее, утверждает в своей книге британская журналистка Фрэнсис Стонор Сондерс.

Она так и назвала свой труд — «Холодная война в области культуры: ЦРУ и мир искусства и литературы». Как отмечает журналистка, ЦРУ, в частности, заинтересовалось двумя произведениями английского писателя Джорджа Оруэлла — сатирой «Скотный двор» (была опубликована в 1945 году) и романом-антиутопией «1984» (1949 г.).

В «Скотном дворе» свиньи, коровы, лошади, собаки, овцы, а также куры, гуси и прочая живность восстают против своих хозяев-людей, изгоняют их и создают «коммуну», где вроде бы все равны, а потом власть захватывают свиньи, которые в конечном итоге идут на сговор с людьми. В финале у Оруэлла обитатели фермы смотрят на свиней-тиранов и на людей-эксплуататоров и осознают, что «невозможно разобрать, кто есть кто».

Эксперты из ЦРУ по контрпропаганде высказали опасение, что общественность, ознакомившись со «Скотным двором», может проникнуться одинаковой ненавистью как к коммунистам, так и к капиталистам. Поэтому после смерти Оруэлла в 1950 году его вдову навестили сотрудники ЦРУ и выкупили права на экранизацию произведения с целью снять полнометражный анимационный фильм с явным антикоммунистическим уклоном.

В ленте, вышедшей на экраны в 1955 году, в финале остались только одни свиньи. Такой же серьезной «правке» по идеологическим соображением подвергся фильм «1984», снятый по роману Оруэлла, хотя автор, давая при жизни согласие на его экранизацию, поставил условие — содержание не должно быть искажено.

В книге ее главный герой Уинстон Смит, бросивший вызов тоталитарному режиму, в конечном счете сдается. В самой последней строке Оруэлл пишет о Смите: «Он полюбил Старшего Брата». В ленте же Уинстона и его подругу Джулию убивают после того, как он кричит «Долой Старшего Брата».

По словам Фрэнсис Стонор Сондерс, ЦРУ ради победы «в идеологической войне» с Советским Союзом шло и на другие трюки.

В рамках «холодной войны в области культуры» ЦРУ и его союзники в Западной Европе, действуя через подставные организации, также оплачивали проведение различных художественных выставок, конференций, концертов, выпуск книг и журналов, призванных подорвать симпатии к коммунизму.

Как пишет журналистка, именно на деньги ЦРУ были организованы в послевоенной Европе первые выставки абстракционистов в противовес социалистическому реализму, пропагандируемому Москвой.

Прямо или косвенно в эти операции, проводимые ЦРУ, были вовлечены многие известные западные интеллектуалы, в частности критики Дуайт Макдоналд и Лайонел Триллинг, поэты Тед Хьюз и Дерек Уолкотт, писатели Джеймс Мичнер и Мэри Маккарти.

Журналистка подчеркивает, что ЦРУ тратило на «идеологическую войну» сотни миллионов долларов из средств, выделенных США в соответствии с планом Маршалла на восстановление Западной Европы. «У нас не было никаких ограничений, — не без удовольствия вспоминает бывший сотрудник ЦРУ Гилберт Гринуэй. — И никакой отчетности. Это было удивительно».

Александр Пахомов
http://www.usinfo.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Подпишитесь на нас и вы ничего не пропустите: